00:0005 июля 200000:00
10просмотров
00:0005 июля 2000
В профессии журналиста очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Это аксиома.
<BR><BR>В профессии журналиста очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Это аксиома.<BR>Именно так состоялась встреча "ДП" с петербургским москвичом Германом Грефом, министром экономического развития РФ. На борту авиалайнера компании Lufthansa, следовавшего 27 июня по маршруту Москва - Франкфурт, Герман Греф оказался по соседству с редактором "ДП". Именно так появилось на свет это эксклюзивное интервью.<BR><BR>- В первую очередь хочется спросить о Вашей сегодняшней презентации экономической программы в Правительстве РФ. Много ли было критики?<BR>- Вы знаете, неожиданно критики практически не было. Были отдельные замечания по различным частям программы - это касалось структурной политики, социальной политики. Но в образовании именно такого варианта либеральных реформ все были единогласны. При обсуждении программы не было ни одного выступления, идущего вразрез с предложенной программой, включая речь Сергея Глазьева.<BR><BR>- Вашу программу часто критикуют за то, что она написана для профессиональных экономистов и непонятна большинству населения страны. Что Вы об этом думаете?<BR>- Наверно, критика в отношении языка, каким написана программа, справедлива. Дело в том, что изначально мы писали ее не для населения, экономическая программа - профессиональный труд. Что касается населения, то это отдельная работа. В протокольном решении Правительства нашему министерству и Министерству финансов предписано задание по популяризации программы. То есть будут написаны тексты, понятные большинству граждан России. Адаптация отдельных частей программы уже начата, и в самое ближайшее время мы сможем доступным и простым языком рассказать о сути необходимых преобразований. Кстати, и журналисты должны приложить свои силы в доведении этой программы до самых широких слоев населения.<BR>Сейчас очень много спекуляций на тему экономической программы. Очень много пишется о том, чего в ней нет и не было.<BR>А что касается критики, то это нормально. Мы же строим демократическое общество, которого не бывает без критики власти.<BR><BR>- Если Вы заговорили о построении демократического общества, то вот Вам любопытный пример. Последний номер влиятельного английского журнала The Economist посвящен политическим режимам, прячущимся за ширму демократии (заглавная статья - "Мир полон демократических подделок". - А.Е.). В качестве примеров приводятся Мексика, Зимбабве, Малайзия и Россия...<BR>То есть в Европе нам пока не очень-то и верят.<BR>- России предстоит еще очень много сделать для того, чтобы соответствовать всем критериям демократического общества. Это касается не только социально-экономической программы, но и политического переустройства. Невозможно построить демократическое общество за 10 лет. Демократия - это традиция. Это - общественная парадигма, которая воспитывается годами. <BR>Я думаю, что Россия за 10 последних лет прошла очень большой отрезок на пути к демократическому обществу. Возьмите в качестве примера страны бывшего СССР. Таким уровнем политических и экономических свобод, как в России, могут похвастать далеко не многие. Безусловно, что если мы будем брать за идеал систему политического устройства развитых западных государств, то нам еще много чего предстоит сделать. <BR>Сейчас очень важно четкое продумывание тех политических институтов, которые мы собираемся вводить. Нельзя это делать опережающими темпами, иначе это чревато... То же самое сейчас происходит со свободой слова. Перебор. Судебная защита ведь не работает, поэтому пресса стала инструментом в руках олигархов и политиков.<BR>- Но ведь на Западе пресса также принадлежит частному капиталу, имеющему свои интересы.<BR>- Повторюсь: там все-таки есть нормальный судебный механизм защиты. Это невозможно сделать у нас, у нас невозможно как-то ограничить свободу прессы. Это недопустимо в принципе, но ведь должен же быть механизм защиты прав. <BR><BR>- Прописано ли в Вашей программе появление этого механизма?<BR>- В программе Правительства - нет. В силу того, что это не конституционные полномочия Правительства, это полномочия Президента. А вот в той части программы, которая касается именно полномочий Президента (она передана в администрацию Президента), есть огромный раздел, посвященный судебной реформе, реформе правоохранительной деятельности.<BR>Я думаю, основные вещи мы услышим в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию. Вектор этих реформ будет задан там. А в дальнейшем предусматривается создание механизма реализации этой части реформ.<BR><BR>- В последнее время раздается очень много критики в адрес Правительства РФ со стороны глав регионов-доноров. Они недовольны грядущими переменами в области перераспределения налоговых потоков с увеличением доли перечислений в федеральный бюджет. Губернатор Петербурга Владимир Яковлев несколько раз заявлял об этом на прошедшем Петербургском экономическом форуме. Поддерживаете ли Вы такое увеличение налогового пресса на регионы-доноры?<BR>- Возьмите тот же самый Петербург. Город оставляет у себя две трети налогов и только одну треть отдает в федеральный бюджет. Централизация не так велика даже по меркам очень развитых западных федераций. По доходным источникам у них эта цифра составляет около 50%. А в Китае, например, централизация составляет около 70%.<BR>Во многом развал нашей Федерации был продиктован тем, что слабый центр отдавал доходные полномочия регионам. В результате не хватало полномочий для выполнения федеральных конституционных функций. К чему это привело - мы знаем. Правоохранительные органы, судебные органы, прокуратура, военные заводы финансировались за счет региональных бюджетов. Произошел полный развал государственной власти. Поэтому централизация - это не просто позиция Кудрина и Касьянова, это позиция всего Правительства. Это прописано в нашей программе, это необходимый элемент укрепления Федерации и выравнивания бюджетного обеспечения регионов. Сегодня у нас дифференциация бюджетной обеспеченности на одного гражданина достигает 60 раз. Когда люди живут в пределах одного национального государства, то такой дифференциации быть просто не может. <BR>Позиция доноров понятна. Но если мы не будем проводить региональную политику, то мы так и останемся: с десятком доноров и 80 реципиентами. <BR>У доноров сейчас есть все возможности, чтобы, получив соответствующие доходные и расходные полномочия, стимулировать развитие бизнеса на своей территории и самостоятельно зарабатывать деньги. Других источников дохода просто не существует. А уж в Петербурге развивать бизнес гораздо проще, чем на Чукотке или Камчатке.<BR><BR>- Но ведь в Петербурге и расходная часть больше.<BR>- Давайте смотреть расходную часть в привязке к населению. Если говорить о расходах на человека, то я не уверен, что в Петербурге расходы на человека должны быть больше, чем на Чукотке. <BR><BR>- На Ваш взгляд, сможет ли Россия прожить без внешних заимствований?<BR>- Прожить сможет. Вопрос - как. Даже при стечении максимально благоприятных ситуаций на мировых рынках это будет очень тяжело.<BR><BR>- И в завершение такой вопрос. Существует ли реально в Москве "петербургская команда"?<BR>- Да, действительно, сейчас в столице много выходцев из Петербурга. Но они появились не по территориальному признаку, а по способностям. "Петербургская команда" во многом придумана журналистами.