Бесправные мотороллеры

Жара превратила дорогу в асфальтовую баню. Несколько десятков запыленных автомобилей "осоловело" урчали, приближаясь к заветному перекрестку между Фонтанкой и Невским на скорости 10 метров в минуту.

<BR><BR>Жара превратила дорогу в асфальтовую баню. Несколько десятков запыленных автомобилей "осоловело" урчали, приближаясь к заветному перекрестку между Фонтанкой и Невским на скорости 10 метров в минуту.<BR>Сонную "идиллию" нарушило веселое тарахтение: сквозь строй машин шустро пробирался маленький ярко-синий мотороллер. Через полминуты водитель в белой рубашке с галстуком исчез из виду. "Пробка" продолжала стойко выдерживать напор четырехколесных авто.<BR>По приблизительным подсчетам, каждый год в городе прибавляется 300-400 мотороллеров. Исследование "ДП" показало, что любителей мотороллеров можно разделить на несколько групп: молодые "экстремалы", продавцы-механики, деловые люди, а также обеспеченные родители, приобретающие их на дачу для своих "безлошадных" детей. Как поведал креатив-менеджер ЗАО "Лаверна" Дмитрий Аркатовский, кроме него еще три сотрудника в его офисе, зарабатывающие за $1000 в месяц, выбрали вместо четырех колес - два. "Это можно расценивать как развлечение. В Петербурге пока это не столь модно в сравнении с Москвой, где даже деловые люди все чаще пересаживаются на мотороллеры. В отличие от мотоцикла, маленькие колеса мотороллера защищают костюм от каких бы то ни было брызг, поэтому можно одевать все, что угодно... А еще на мотороллере приятно катать девушек", - признался Дмитрий.<BR><BR><B>Полное бесправие</B><BR>По воспоминанием владельцев мотороллеров со стажем, некогда, чтобы оседлать эту машину, требовались велосипедные права. Ныне мотороллеры признаны самой привилегированной частью бензинопитающихся. Право на отсутствие прав гарантируют объем двигателя - до 50 см3 и скорость - 50 км/ч. Однако знающие мотороллисты рассказывают, что скорость машины может достигать 90 км/ч (иногда для этого требуется провести некоторые технические доработки).<BR>Оставшись без "прав", мотороллисты получили доселе невиданные права. И прежде всего - право на алкоголь. "Двухколесникам" остается полагаться только на возможности собственного организма, который обязан справиться с обеими педалями - газа и тормоза - и ямами - главным врагом маленьких колес. По подсчетам одного из владельцев агрегата, шесть кружек пива сделать это позволяют. Кстати, аппетиты мотороллера гораздо скромнее: на 100 километров ему достаточно одного литра горючего, то есть примерно в 10 раз меньше автомобиля и в 3 - своего владельца.<BR><BR><B>Б/у</B><BR> Спрос на мотороллеры имеет ярко выраженный сезонный характор: пик приходится на конец весны - первую половину лета. "Завиден мне полет твоих колес, о мотороллер розового цвета", - мечтала в 1959 году Бэлла Ахмадулина. Романтичный розовый цвет сегодня относится к архаизмам: нынче в моде технократичные строгие мотороллеры неброских расцветок.<BR>Продажей мотороллеров в городе занимается около десятка салонов, однако специализированных магазинов обнаружить не удалось: говорят, единственный, созданный в прошлом году, почти сразу же обанкротился. Самыми ходовыми мотороллерами являются модели "бывшие в употреблении". Их стоимость составляет от $400 до $1000. Как правило, это японские скутеры, изготовленные для внутреннего рынка. По мнению менеджера салона "Yamaha-центр на Петроградской" Евгения Тимофеева, они менее приспособлены для наших дорог и не так функциональны, как японские и итальянские модели, предназначенные для Европы. Зато "бэушные" машины сильно выигрывают в цене: стоимость новых мотороллеров достигает $2-3 тыс. Ценовой фактор в итоге оказывается решающим: по примерным оценкам, мотороллеры second hand занимают не менее 2/3 рынка. Рассказывают, что каждую неделю из Владивостока на Варшавский вокзал прибывает вагон, заполненный двухколесными машинами из Японии. За один заход бизнесмен по имени Сергей продает весь свой товар: то есть 10-12 мотороллеров по $500 каждый.<BR><BR><B>Младший брат</B><BR>Однако не все так безоблачно в жизни мотороллиста. Сезон ограничен теплым временем года: по словам владельцев машин, ими можно пользоваться "от 0 до 0" (имеется в виду градусов). Обычно "младший брат" становится объектом "иронии" других участников дорожного движения. Мотороллеры задевают, подрезают, не пропускают и т.д. Кроме того, мотороллист, как владелец "ненастоящего" транспортного средства, зачастую не слишком сведущ в правилах дорожного движения. Например, "беспечное" существование мотороллиста Дмитрия Аркатовского нарушила неосторожность: случайно выехав на встречную полосу, он спровоцировал столкновение двух других машин и теперь выплачивает пострадавшим $1000. По словам Дмитрия, в подобных случаях вызывать ГИБДД - неблагодарное дело: люди в форме недолюбливают двухколесных, поступая с ними по всей строгости закона "с большой дороги". Мотороллисты рассказывают, что сотрудники ГИБДД нередко заглядываются на мотороллеры, останавливая их как "неопознанный двигающийся объект". Некоторые сотрудники автоинспекции просто просят покататься (говорят, иногда это приводит к пропаже мотороллера и самого "гаишника"). Между тем опасность подстерегает мотороллер не только на дороге, но и возле любого магазина или собственного дома, - если его оставить без присмотра. Единственным надежным средством защиты двухколесного остается стоянка. Сигнализация и блокировка руля - гораздо менее эффективны.(Н.У.)