00:0007 июня 200000:00
11просмотров
00:0007 июня 2000
В последнее время брокеры начали шутить, что котировки акций скоро будет назначать Министерство экономики. Это своеобразная реакция на усиление федеральной власти в России. Однако опасения либерально настроенных людей напрасны. Всем понятно, что развитая
<BR><BR>В последнее время брокеры начали шутить, что котировки акций скоро будет назначать Министерство экономики. Это своеобразная реакция на усиление федеральной власти в России. Однако опасения либерально настроенных людей напрасны. Всем понятно, что развитая экономика не может существовать без механизма перераспределения капитала. Другое дело, что Президента фондовый рынок беспокоит в последнюю очередь (есть война в Чечне, губернаторы, здравоохранение и другие проблемы). Хотя зря - инвестиционное оживление решило бы многие другие проблемы. Если бы законы об улучшении инвестиционного климата принимались в таком же режиме, как об изменении федерального устройства, через пару месяцев у нас был бы нормальный рынок капитала. Пока же изменения к лучшему светят только в акционерном законодательстве. Госдума 2 июня в третьем чтении приняла поправки к Закону об АО (см. "ДП" №74/2000). Гораздо хуже с правовой базой инвестирования в ценные бумаги и совершенством фондовой инфраструктуры. Первая проблема - специфическое налогообложение, когда при убытках инвестор все равно должен платить подоходный налог. Вторая проблема - дорогая и загроможденная инфраструктура рынка ценных бумаг. Конкуренция - это хорошо, но в России конкуренцию торговых площадок нельзя назвать свободной. В частности, действуют антилиберальные правила, при которых некоторые биржи не могут торговать акциями "Газпрома". Третья проблема - неэффективность деятельности регулирующих ведомств, в частности ФКЦБ. У всех на фондовом рынке свои заботы. Депутат Виктор Плескачевский ругает ФКЦБ и борется за нормальный закон об инвестиционных фондах. Дмитрий Геркусов озабочен больше всего моделью рынка, а Евгений Исаев сомневается в существовании этого рынка как такового. Не все ключевые вопросы на фондовом рынке зависят от федеральной власти. Есть, например, опыт Москвы, которая снизила налоговое бремя на инвесторов (см. мнение Анатолия Карташова). Петербург до таких решений еще не созрел: в Законодательном собрании и администрации, похоже, вообще с трудом себе представляют, что такое фондовый рынок.