00:0007 июня 200000:00
35просмотров
00:0007 июня 2000
Петербург считают столицей оффшорного программирования. Однако развитие этого бизнеса сталкивается с огромным количеством проблем.
<BR><BR>Петербург считают столицей оффшорного программирования. Однако развитие этого бизнеса сталкивается с огромным количеством проблем.<BR>И, возможно, одна из самых серьезных - отъезд профессионалов за рубеж. В Европе и США огромная нехватка специалистов компьютерных специальностей. Например, Германия готова принять 20.000 программистов. Но наибольшей популярностью пользуются США.<BR>Андрей Терехов, генеральный директор ЗАО "Ланит-Терком", говорит: "Только за последние годы из нашей фирмы в США уехало 16 человек". <BR>Эта проблема сильно влияет на предпочтение фирм брать на работу готовых специалистов. Константин Ламин, генеральный директор ЗАО "Титан Технолоджи", откровенен: "Зачем вкладывать деньги в человека, если он может собраться и уехать. Кроме того, я не считаю, что здесь сохранилась школа. Например, чтобы создавать свой продукт, нужны не программисты, а архитекторы, дизайнеры приложений, математики. А таких людей не найти. В вузах на это уже махнули рукой. Проблема образования в том, что если раньше готовили создателей, то сейчас готовят потребителей".<BR>Тенденцией последнего времени стало появление в Петербурге представительств иностранных компаний, которые нанимают здесь людей и снабжают их заказами. "Когда через полгода после окончания вуза программист получает предложение с зарплатой в $1000 в месяц, я ничего поделать не могу. И несколько таких примеров у нас уже было", - говорит о кадровых проблемах Андрей Терехов.<BR><BR><B>Парадоксы Голливуда </B><BR>Конкурентами петербургских фирм в основном выступают оффшорные компании Индии, Украины и Белоруссии. При этом имидж российских фирм за границей неоднозначен. Антон Епифанов, директор центра разработок ЗАО "Эктако Санкт-Петербург", рассказывает: "Российских программистов воспринимают как людей талантливых, но неорганизованных. На Западе боятся иметь дело с Россией. При первой встрече я обычно говорю, что родился в России, но уже 20 лет живу в Штатах. Приходится даже изменять имена и фамилии сотрудников на английский лад для общения по электронной почте. Факт, что мы работаем в России, отталкивает многих".<BR>Эту тенденцию подтверждает и Аркадий Хотин, генеральный директор фирмы "Аркадия": "В нашем бизнесе большую роль играет Голливуд. Мы не любим Голливуд, когда он показывает русскую мафию. Но в то же время он показывает, что самые лучшие программисты - в России. За это мы ему благодарны. Дело в том, что на наш бизнес сильно давит экономическая и политическая стабильность. Клиент хочет быть уверен, что если мы выпустили первую версию, то вторая уже тестируется, а третья - в разработке. Еще одна иллюстрация к этой же теме: один из крупнейших финляндских заказчиков не дает референс на нашу работу. Финны боятся, что если их клиенты узнают, что продукция работает на программном продукте, который сделан в России, то уйдут к конкурентам". <BR><BR><B>Дураки и налоги</B><BR>Усугубляет ситуацию неблагоприятный экономический климат в России. <BR>"В составе зарплат soft-компаний около 70% составляют зарплаты. <BR>И хотя оклады здесь ниже, чем на Западе, учитывая, что фонд оплаты труда облагается почти 40%-ным налогом, примерно выходит тот же уровень себестоимости. То есть цена готового продукта такая же, как в США, - говорит Константин Ламин. - Выход - в создании благоприятного климата для компаний, работающих в области высоких технологий".<BR>Генеральный директор фирмы Digital Design Андрей Федоров объясняет особенность бизнеса по оффшорному программированию: "Мы имеем возможность работать в той стране, где более выгодные условия. А у нас попытки вести легальный бизнес оказываются себе дороже. <BR>Например, мы купили через Интернет электронный ключ. Приходит налоговый инспектор и спрашивает: "А где ключ? Покажите. А где счет-фактура?" И таких историй уже накопилось не один десяток".<BR>Об отсутствии прозрачной системы регулирования этого бизнеса говорит и Аркадий Хотин: "Мы все - участники внешнеэкономической деятельности. Но в каждом районе города налоговые органы трактуют законы по-разному. Если бы Петербург сумел решить эту проблему, то это уже было бы немало".<BR><BR><BR><B>Светлое завтра</B><BR>Несмотря на высокий потенциал развития этого бизнеса, качественных шагов почти не происходит. Программирование по контрактам западных компаний не позволяет разработчикам полностью воспользоваться результатами своего труда. Право на готовый продукт получает заказчик.<BR>Константин Ламин: "Ситуация сегодня говорит о том, что программисты есть, мозги не отсохли, но внутри страны не производится готовый продукт. Эти люди не востребованы внутренним производством, поэтому они и работают на внешний рынок. Получается, что сегодня большинство компаний продают сырье - компьютерные коды. Мы одни из немногих, кто пытается продавать готовый продукт".<BR>Эта тенденция объясняется банальным отсутствием средств. "В России нет инвесторов, готовых инвестировать в идею. Нет культуры инвестиций. Получить инвестиции с фондового рынка тоже невозможно", - говорит Андрей Терехов. <BR>Более того, российский рынок готовых soft-продуктов пока вызывает слабый интерес у разработчиков программных продуктов. Антон Епифанов говорит: "За 1 день наш офис в Нью-Йорке продает больше, чем за целый год в России". <BR>"Государство должно создать внутренний рынок; если появятся российские клиенты, мы будем рости как на дрожжах. <BR>И никаких льгот не надо. Нужно сохранить сроки амортизации новых технологий, нужны льготы по НДС на научно-исследовательские работы. <BR>И главное, налогообложение высоких технологий должно быть прозрачным", - делится своим рецептом Андрей Федоров.<BR><BR>Андрей Федоров, <BR>генеральный директор Digital Design:<BR>"Почему у нас есть программистские кадры? Потому же, почему Бразилия хорошо играет в футбол. Там дети нацелены играть в эту игру, этим можно зарабатывать деньги. У нас по инерции люди нацелены учиться. Но либо изменится государственная политика в этом вопросе, либо все накроется очень скоро".<BR><BR>Аркадий Хотин, <BR>генеральный директор фирмы "Аркадия":<BR>"Для soft-компаний "кадры решают всё" - не пустые слова. Думаю, мы готовы в рамках консорциума скинуться и финансировать обучение двух-трех групп студентов".<BR><BR>Андрей Терехов, <BR>генеральный директор ЗАО "Ланит-Терком", заведующий кафедрой СПбГУ:<BR>"Шведы несколько лет назад создали soft-центр. Но с чего они начали - с создания университета, где пять факультетов по информационным технологиям. Выпуск в год - 700 человек. А мы выпускаем только 25".<BR><BR>Игорь Герасимов, <BR>профессор, декан факультета компьютерных технологий и информатики ЛЭТИ:<BR>"Наш продукт - это выпускник. Если бы мы распоряжались своим продуктом, то могли бы работать как коммерческое предприятие. Но сегодня законы не позволяют это делать".<BR><BR>Антон Епифанов, <BR>директор центра разработок ЗАО "Эктако СПб":<BR>"Я не верю, что Петербург лидирует в этом бизнесе. Это очередная легенда. В России только два города: если Москва и так все имеет, то Питер компенсирует это легендами".<BR><BR>Владимир Парфенов, <BR>заведующий кафедрой СПб ГИТМО:<BR>"Девушек на специальность программиста в оффшорные фирмы не берут в принципе. Но мы вынуждены набирать хотя бы по одной девушке в группу, иначе студенты начинают общаться с использованием ненормативной лексики".