Выход на мировой рынок

Татьяна Апатовская, консультант по экспортным вопросам проекта по развитию экспортных навыков

<BR><BR><B>Татьяна Апатовская, консультант по экспортным вопросам проекта по развитию экспортных навыков</B><BR>- Как в общих чертах определить, готово ли предприятие к выходу на внешние рынки, и оценить его экспортный потенциал?<BR><BR>- Методика заключается в том, чтобы оценить по 4-балльной шкале ряд факторов, определяющих готовность предприятия к экспортной деятельности. Факторы группируются по четырем категориям: управленческие и организационные; продуктово-производственные; финансовые; маркетинговые. Для каждой конкретной фирмы набор параметров для оценки различен в связи со спецификой товара/услуги, а также целевой страны. Чем больше вопросов будет принято во внимание, тем более реалистичными будут выводы. Например, в категории 1 обычно рассматривают следующие факторы: опыт руководства по ведению внешнеэкономической деятельности; языковые навыки персонала; навыки по ведению экспортной документации, по оформлению таможенных процедур и т.п.<BR>Категория 2 подразумевает степень технологичности продукта; превосходство над конкурентами (по техническим, функциональным характеристикам либо по дизайну); наличие производственных мощностей; гибкость производственного процесса; эффективность контроля качества.<BR>В категории 3 анализируют рост товарооборота за последние 2 года; рост чистого дохода; наличие капитала для инвестирования в экспортную деятельность и способность ждать прибыли от экспорта несколько лет.<BR>В категорию 4 включают такие параметры, как доля рынка на соответствующем сегменте внутреннего рынка; наличие готовых каталогов, брошюр, других рекламных материалов; способность осуществлять поставки в установленные сроки. По результатам экспертной оценки заполняется таблица. Итог выводится в процентах от максимально возможного и свидетельствует о степени экспортной готовности компании (см. табл.). Если результат окажется менее 60%, необходимо тщательно проанализировать и по возможности устранить слабые места, на определенный срок отложив мыли об экспорте. Только будучи уверенным в своих силах, предпринимателю целесообразно планировать освоение внешних рынков.(А.Ч.)