00:0025 мая 200000:00
12просмотров
00:0025 мая 2000
Очередная особенность российской приватизации заключается в правилах приватизации земли: государство, являясь главным собственником земли, на открытую продажу ее не выставляло.
<BR><BR>Очередная особенность российской приватизации заключается в правилах приватизации земли: государство, являясь главным собственником земли, на открытую продажу ее не выставляло. <BR>Оно просто разрешило определенным категориям своих субъектов (см. таблицу) при желании выкупить у него некоторые виды земельных участков. При этом они могли сделать это, когда захотят (если вообще захотят). Чиновники обязаны оформить права собственности на землю, которую заявитель пожелал получить на законном основании. <BR>Казус в том, что ни в одном законодательном акте в состав таких заявителей не включаются субъекты Федерации, муниципалитеты или органы местного самоуправления. Прежде чем распоряжаться землей, городские власти должны получить ее в собственность, и если не всю, то хотя бы конкретные территории. <BR>Пока город землей не владеет, у его администрации есть только две функции. Первая - быть посредником, только оформляющим сделку между вышеупомянутыми покупателями, имеющими право приобрести землю, и государством-продавцом. Вторая - предоставлять государственные земли на определенных условиях застройщикам или арендаторам. <BR>Других полномочий городским властям пока не дано.<BR><BR><B>Виртуальный аукцион</B><BR>Получить кусок государственной земли, расположенной в городской черте, частное лицо или предприятие может только в том случае, если на данном участке стоит принадлежащий ему объект недвижимости. Владея строением, можно выкупать землю под ним. Однако незастроенные территории под этот принцип не подпадают и приватизировать их практически невозможно. Эти земли, согласно никем не отмененным советским законам, администрация города может только "предоставлять под застройку". "Предоставляются" же земли исключительно под утверждаемый той же администрацией проект. Без утвержденного проекта никто инвестору или девелоперу землю не даст, даже в долгосрочную аренду. Указ Президента №1263 от 26.11.97 и Постановление Правительства РФ №2 от 05.01.98 позволяют незастроенные земельные участки как продавать, так и сдавать в долгосрочную аренду, но только через аукцион. <BR>Беда в том, что поскольку все неприватизированные городские земли принадлежат государству, то решение о проведении аукциона должен принимать собственник, т.е. Правительство РФ. Если инвестор непременно хочет поучаствовать в подобном аукционе, то ему придется ждать момента либо когда Правительство сформирует интересующий его участок, зарегистрирует и выставит на продажу в виде лота, либо оно каким-то образом передаст городу право собственности на незастроенные земли, и тогда аукцион будет организовывать местная администрация. <BR>Мало кого из инвесторов привлечет такая схема. <BR><BR><B>Земля - субъектам</B><BR>Местные власти некоторых регионов зачастую уверены, что никакой проблемы с правом собственности на землю в пределах городской черты не существует. Они считают собственниками органы местного самоуправления, ссылаясь при этом на Закон "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" от 28.08.95. <BR>Действительно, этот закон охватывает широкий круг прав и полномочий местных властей в отношении земли и недвижимости. Он наделяет муниципалитеты правом управления и распоряжения землей, находящейся у них в собственности. Но, к сожалению, закон не описывает практических способов передачи федеральных земель в муниципальную собственность. Более того, в нем говорится о том, что необходимо разработать нормативные акты, определяющие соответствующий порядок передачи, чего до сих пор не сделано. <BR>Передать федеральную земельную собственность на более низкие уровни очень сложно. Сделать это одним законом или указом не получится. Причина в том, что в границах города некоторые территории могут быть по праву приватизированы частными лицами, а многие земли должны навсегда оставаться федеральными (дороги, памятники, газо-, нефтепроводы, энергосети, порты, военные части т. п.). Нормативной базы для размежевания территорий либо нет, либо она весьма приблизительна. <BR>Местные власти могли бы сами поэтапно формировать интересующие их участки, оформлять и согласовывать их границы. Подготовленные участки могли бы затем передаваться от имени государства в собственность субъекта Федерации. Чтобы начать решать эти вопросы, нужно хотя бы принять устав города и план правового зонирования территорий.