00:0023 мая 200000:00
8просмотров
00:0023 мая 2000
Во главе областей Северо-Западного региона до сих пор находятся чиновники советской закваски.
<BR><BR>Во главе областей Северо-Западного региона до сих пор находятся чиновники советской закваски.<BR>Многие из них держат власть по два срока и не намерены с ней расставаться в будущем. Экономика от этого только теряет.<BR>В течение 90-х годов все области Северо-Западного региона существовали под гнетом общероссийских проблем, и влияние действующей региональной власти на ситуацию было незначительным. Например, увеличение поступлений в региональные бюджеты в 1999 году произошло исключительно по причине девальвации рубля и увеличения налогооблагаемой базы. <BR>Основным фактором существования экономик областей были и остаются географическое положение (выход к морю, наличие государственной границы), наличие промышленного производства и эффективность его работы, степень развитости инфраструктуры и, главное, природные богатства. Наибольшим валовым региональным продуктом (ВРП) после Петербурга обладает Республика Коми, за ней следуют Кировская, Мурманская, Архангельская, Ленинградская и Вологодская области (см. "ДП" №26/2000). Однако экономический потенциал областей их руководители используют плохо.<BR><BR><B>Назначенцы</B><BR>Некоторые из ныне губернаторствующих пришли к власти автоматически из высшей региональной партийной и хозяйственной номенклатуры. Первый Президент России Борис Ельцин в начале 90-х назначал губернаторов своими указами из числа руководителей областей. Так, губернатором Архангельской области стал Анатолий Ефремов, главой администрации Новгородской области - Михаил Прусак. Главой правительства Республики Коми стал председатель Верховного Совета Коми АССР, а до этого первый секретарь обкома партии Юрий Спиридонов На прошедших в 1993-1996 годах выборах все они одержали уверенную победу, грубо используя административные ресурсы, неразвитость демократических процедур и общую политическую отсталость населения. <BR><BR><B>Местные реформаторы</B><BR>Особого рвения в проведении экономических реформ в рамках своих полномочий руководители регионов Северо-Запада не проявляли, пожалуй, за исключением Новгородской и Ленинградской областей. Михаилу Прусаку удалось создать наилучшие в России условия для работы иностранных инвесторов за счет предоставления льгот по местным налогам (как правило, на 5 лет). Но это же стало причиной сдерживания роста поступлений в областной бюджет. Поэтому принятые в Новгородской области правила взаимоотношений с инвесторами можно считать экспериментом, но не однозначно положительным примером. Следом за новгородцами пошла Ленобласть, которая в 1997 году также начала предоставлять инвесторам значительные льготы. Это стало возможным в том числе и потому, что сменявшие друг друга губернаторы (Беляков, Густов, Сердюков) в предвыборную пору всякий раз обещали создать условия для притока иностранных инвестиций. В результате Ленобласть получила в 1999 году инвестиций в основной капитал на сумму в 11,284 млрд рублей, больше, чем другие области региона. <BR><BR><B>Плохой лучше нового</B><BR>В большинстве областей Северо-Западного региона предоставление налоговых льгот инвесторам находится в ведении исключительно губернаторов, и от личных взаимоотношений с ними зависят условия и сама возможность работы российских и иностранных инвесторов. Сложилась система едва ли не удельных княжеств. Губернаторы обладают огромной личной властью, от них зависит развитие экономики, инвестиционный климат. Смена руководителей может привести к непредсказуемым изменениям. Это и обеспечивает нынешним губернаторам поддержку со стороны населения, бизнесменов и федеральной власти. <BR>Некоторые губернаторы Северо-Запада уже высказались против реформы власти в России и наделения Президента правом снимать региональных руководителей. Особенно резко высказался глава правительства Республики Коми Юрий Спиридонов, находящийся у власти с 1985 года (см. "ДП" №63/2000).