00:0022 мая 200000:00
24просмотров
00:0022 мая 2000
Участники круглого стола
<BR><BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Александр Янчевский, директор Международной школы менеджмента "Лэти-Лованиум"<BR><B>Елена Ростова, консультант по вопросам обучения в Англии Британского совета, Санкт-Петербург</B><BR>Виктор Захаренков, начальник международного отдела Балтийского государственного технического университета "Военмех"<BR>Альберт Белов, проректор по международным связям Балтийского государственного технического университета "Военмех"<BR><B>Валентина Павловская, директор Европейской школы</B><BR><B>Людмила Мургулец, административный директор Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге</B><BR><B>Кунрад Блансар, директор Голландского института в Санкт-Петербурге</B><BR>Инесса Гаплевская, генеральный директор Международного центра "Интеллект-Тур"<BR> Основные причины, лежащие в основе стремления российского специалиста получить международное образование, - любопытство, налаживание контактов с западными коллегами и знакомство с новыми современными технологиями. <BR><BR>Но на пути, ведущем к заветному диплому, российских студентов, аспирантов, докторантов подстерегает немало проблем: финансовая несостоятельность, непризнание российских дипломов и аттестатов, трудности с визами. О проблемах международного образования шла речь на заседании круглого стола в редакции газеты "Деловой Петербург".<BR><BR>Александр Янчевский:<BR>"На мой взгляд, лучше учиться в хорошем институте в России, чем в плохом учебном заведении за рубежом. Я считаю, что надо разделять образование не по принципу "российское" или "зарубежное", а по качеству. <BR>Преимущество же международного образования - это многомерность. Человек больше получает в профессиональном отношении, в воспитании, в приобретении жизненного опыта. Это дает эффект, который нельзя достичь иным способом, кроме как получением международного образования. Проблема в том, что оно недоступно основной массе людей из-за недостатка у них денежных средств. Это может вызывать ложную элитарность. И, конечно, одна из главных проблем - огромный объем халтуры. Если посмотреть все предложения, полученные из-за рубежа, 90% из них можно сразу выкинуть на помойку. И разобраться в этом очень трудно, если не знаешь глубоко систему. Когда это делается в частном порядке, многие люди, затратив большие деньги и потратив время, не получают того результата, на который рассчитывали". <BR><BR>Людмила Мургулец:<BR>"Очень важный момент - чему учиться и зачем учиться. Российское образование имеет очень хорошие академические, теоретические традиции. Но в области бизнеса у нас нет традиций, нет практической ориентации, потому что бизнес у нас существует всего несколько лет. Поэтому, на мой взгляд, научиться бизнесу можно только используя западный опыт и западные традиции. <BR>Далее существует проблема, связанная с конкуренцией. На Западе специалист, который заканчивает данный университет, должен быть конкурентоспособным, он должен выиграть в соревновании с другими. Поэтому они учатся очень много, много вкладывают для того, чтобы добиться высоких результатов. Обучение там очень интенсивное и практически ориентированное. Этой конкурентности пока у нас нет".<BR> Елена Ростова:<BR>"И у нас, и на Западе учебе придается разное значение. Здесь мы учимся для диплома, для оценки, а там мы учимся более всего для себя. Или возьмем тестирование знаний: у нас оно весьма субъективно, а за рубежом очень многое зависит от тестируемого - как он подготовился, сколько времени потратил на подготовку". <BR><BR>Валентина Павловская:<BR>"Наиболее оптимальная форма - это получение академического образования здесь и доучивание за рубежом, стажировка в фирмах. Это более дешевый вариант, так как проблемы у российских студентов прежде всего финансовые. <BR>Есть еще одна проблема - визовая. Не все консульства дают визы, США вообще закрылись для студентов, Канада очень трудно выдает. Неожиданно открылась Австралия, и мы сейчас посылаем туда студентов. Она привлекает возможностью трудоустройства. Еще одна проблема - непризнание нашего диплома и аттестата о среднем образовании. Но есть некоторые сдвиги: принята программа, которая предполагает завершение стандартизации нашего среднего образования и адаптацию его к мировому стандарту".<BR><BR>Альберт Белов:<BR>"Информационно-системный подход компьютерных, информационных технологий на Западе выше поставлен. Что касается физического подхода, математического моделирования в области баллистики, я думаю, что наши российские школы здесь впереди". <BR><BR>Инесса Гаплевская:<BR>"Я бы сказала, что основное преимущество заключается в том, что люди, попадая на Запад, начинают воспитывать в себе качества лидерства - целенаправленность, целеустремленность, и они являются более адаптированными и более готовыми потом к нашей трудной жизни. Речь идет только о хороших учебных заведениях, ведь известно, что в той же Америке есть колледжи, где изучают три предмета - компьютер, математику и английский". <BR><BR><B>Людмила</B><BR>Мургулец: <BR>"Есть один важный аспект - финансовый, который связан с тем, что в России учиться дешевле и дешевле жить". <BR>Кунрад Блансар:<BR>"А кому в России дешевле жить? Здесь жить намного дороже, чем в Голландии. Я очень давно и регулярно приезжаю в Россию, всегда это было дороже, чем в Европе. Я говорю не только о Голландии. Я учился в Бельгии, в Германии, в Соединенных Штатах. У меня есть прайс-лист Санкт-Петербургского государственного университета с тарифами для иностранных студентов. Допустим, год учебы на филологическом факультете стоит $4500. Для европейских студентов очень дорого. Год обучения практически во всех странах Европы стоит сейчас около $1500".<BR><BR><BR><BR>- Всегда ли цена образования соответствует его качеству? <BR><BR>Кунрад Блансар:<BR>"В США есть частные университеты, где надо платить $10.000, но диплом, который человек получит после такого обучения, недействителен даже в самих Соединенных Штатах. Самые первые европейские университеты - Блейк, Амстердам, Болонья (самые первые вообще в истории Европы) - берут за обучение в размере $1500 в год для всех.<BR>Иностранным студентам, в том числе из России, в Европе легко устроиться на работу. Если они учатся официально в каком-то вузе, они получают разрешение на работу на срок учебы. Вы не думайте, что наши студенты - из несостоятельных семей; наоборот. Просто у нас считается нормой, если студент работает, чтобы оплачивать учебу. Здесь такой возможности у иностранных студентов нет". <BR>Елена Ростова:<BR>"Что касается цены и качества в университетах - практически все образование на Западе более-менее в этом плане одинаковое. Помимо медицинского, физического образования, связанного с лабораторными работами, все образование стандартное. Соответственно, если в Британии вы выбираете какой-нибудь факультет не престижного университета, но этот факультет именно по этой специальности имеет самый высокий рейтинг, то в качестве будьте уверены".<BR><BR>Валентина Павловская:<BR>"Есть некоторые школы, которые очень поднимают цену. Университет Милфилт в Англии повысил цену для иностранцев до $37.000 только после того, как внук Бориса Ельцина проучился там год. Началось паломничество иностранных студентов, отсюда такая цена. В то же время есть используемые некоторыми колледжами схемы, которые позволяют российским студентам учиться по более низкой цене". <BR><BR>Виктор Захаренков:<BR>"На Западе цена определяется в основном престижностью университета, а не тем качеством образования, которое он дает. Я вполне уверен, что можно найти много непрестижных университетов в странах Запада, которые дадут не худшее образование. Однако фирма скажет: нет, я возьму лучше выпускника Принстона. Поэтому и цена за престиж соответствующая. И говорить о том, что, когда человек платит высокую цену за свое обучение, он получает адекватное ей образование, мне кажется, не совсем корректно. Другое дело, что, заплатив высокую цену, будет легче потом устроиться на более высокооплачиваемую работу". <BR><BR>Валентина Павловская:<BR>"Я думаю, что международное образование - это улица с двусторонним движением. И мы должны думать не только о том, как учиться за рубежом, но и о том, что Россия тоже может что-то предложить иностранным студентам".<BR><BR>Александр Янчевский:<BR>"В Россию всегда поедут учиться тому, что есть только в России: русскому языку, истории, литературе. Поэтому у людей, которые в силу своих склонностей выбрали эти специализации, нет альтернативы. Что касается бизнес-образования - у нас учатся выпускники Калифорнийского университета, поскольку программы отвечают международному качеству. Это та ниша, где мы можем быстро сделать карьеру, это динамично развивающаяся сфера. Кроме того, для молодого человека Россия - это возможность сделать карьеру в тех же американских компаниях, имеющих здесь представительства. Далее, если говорить об образовании как самоценной вещи, а не о признании дипломов, то Россия здесь очень сильна, и это признается во всем мире".<BR><BR>Людмила Мургулец:<BR>"Если будут развиваться экономика и бизнес и будут условия для их развития, появятся западные менеджеры, желающие работать на российском рынке. Они поедут учиться в Россию. Помимо обеспечения качества образования необходимо учитывать условия проживания, стоимость жизни. Поскольку я еще и психолог, могу сказать, что дефицит материальных ресурсов всегда рождает творчество. И в этом смысле наши недостатки являются основанием для многих достоинств, и прежде всего творчества - и в искусстве, и в науке".<BR><BR>Заседание круглого стола вел Редактор приложения "Менеджер" Борис Мазо.