00:0018 мая 200000:00
9просмотров
00:0018 мая 2000
Бесступенчатый вариатор - третий вид трансмиссии, который по своим характеристикам превосходит и "механику", и "автомат". Ручные и автоматические коробки передач, похоже, отступают на второй план.
<BR><BR>Бесступенчатый вариатор - третий вид трансмиссии, который по своим характеристикам превосходит и "механику", и "автомат". Ручные и автоматические коробки передач, похоже, отступают на второй план.<BR>Вариатор известен довольно давно. Он используется в мотороллерах, гидроциклах и т.п. Его особенность в том, что если в механических или автоматических трансмиссиях передаточное число изменяется путем смены шестеренок, то в вариаторе передача крутящего момента от двигателя к колесам происходит за счет двух шкивов переменной ширины с конической поверхностью, которые связаны между собой ремнем. Каждый шкив состоит из двух половинок, между которыми есть свободное пространство, выполненное в виде условного угла. Если половинки одного шкива начать сжимать, то ремень начнет выдавливаться наружу. При этом второй шкив, естественно, начнет разжиматься. Таким образом, не существует ступеньки и обеспечивается плавное и постоянное изменение передаточного усилия (а значит, и скорости автомобиля) при оптимальных оборотах двигателя. Получается, что у вариатора есть бесконечное множество передач, благодаря которым двигатель всегда может работать в самых благоприятных условиях. <BR>Но это теория. На практике же выяснилось, что при относительно большой мощности ремень начинает проскальзывать, быстро изнашивается или даже рвется. Поэтому вариаторы если и ставились, то только на небольшие машинки. Но компания Audi сумела победить на практике. Она стала оснащать вариаторами системы Multitronic автомобиль Audi A-6 с V-образным двигателем объемом 2,8 литра мощностью 193 л.с. Применение вариатора со столь мощными двигателями стало возможным благодаря использованию стальной многозвенной цепи шириной 37 мм, состоящей из 1025 звеньев весом 1,7 кг. Представители Audi заявляют, что срок службы их вариатора исчисляется сотнями тысяч километров пробега и даже превышает ресурс работы автомобиля.<BR>В результате испытаний выяснилось, что Audi A-6 Multitronic превосходит как по динамике, так и по экономичности не только "автомат", но и механическую коробку передач. Во время разгона обеспечивается плавное и ровное ускорение. Вариатор работает практически бесшумно. Ощущение скорости притупляется - звук двигателя не меняется (он работает в оптимальных для себя оборотах), а скорость постоянно растет. Электроника дает возможность переключать передачи и в ручном режиме. Для этого в памяти компьютера есть заранее запрограммированные значения передаточного отношения. Вариатор может использоваться и как обычная шестиступенчатая коробка. Возможно, в XXI веке начнется постепенное вытеснение вариаторами обычных автоматических трансмиссий.