Поддержка предпринимательства скрыта бюрократическими препонами

Высшие чины федеральных и городских органов государственной власти не раз громогласно заявляли о необходимости поддержки предпринимательства. "ДП" попытался выяснить, каких результатов в этом направлении добились их подчиненные.

<BR><BR>Высшие чины федеральных и городских органов государственной власти не раз громогласно заявляли о необходимости поддержки предпринимательства. "ДП" попытался выяснить, каких результатов в этом направлении добились их подчиненные.<BR>О своей деятельности предоставили информацию 12 государственных структур, расположенных в Петербурге. Это - подразделения администрации города и теруправления федеральных ведомств. <BR>Результаты деятельности чиновников прокомментировали производители товаров и услуг, которые на себе ощущают поддержку государственных органов.<BR><B>Комитет по строительству</B><BR><B>Официальная информация</B><BR>Ответ на запрос пришел в виде итогов работы строительного комплекса. Отрасль находится на подъеме. Кроме того, пресс-служба сообщила, что в 1999 году комитетом проведено 37 подрядных торгов.<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Неясно, какой вклад в рост строительства сделали чиновники. При этом опрошенные строители критически относятся к работе комитета. В последние годы им стало немного легче работать. Например, раньше работали вообще вслепую. Строительные компании могли сделать проект для конкретного пятна и только после проделанной работы узнавали, что оно занято. Сейчас сведения о том, какие пятна заняты, находятся в открытом доступе. Однако информация о недострое по-прежнему недоступна. <BR>Процедура рассмотрения документов упростилась. Тем не менее девелоперы и строители недовольны сроками рассмотрения документов. <BR>Существует масса бюрократических препонов при выделении пятна под застройку. Поэтому документы рассматриваются в лучшем случае за 6 месяцев. <BR>Конкурсы только по названию являются конкурсами. Они проводятся так, что чиновники все равно принимают решения кулуарно. Если в зарубежных странах городские власти на тендер выставляют участок с готовой инфраструктурой, то в Петербурге строительная компания должна за свои деньги сделать инвестиционный проект и подготовить техническую документацию для инженерных коммуникаций. Если она проиграет конкурс, город частично возместит затраты через полгода. Это невыгодно строителям. <BR>Члены Инвестиционно-тендерной комиссии движением брови могут разрушить все планы участника конкурса. Без объяснения причин. Победитель конкурса также не защищен от произвола чиновников. Поскольку он берет на себя обязательство построить объект в определенный срок, он зависит от государственных служащих. Они могут затянуть рассмотрение документов, а затем заявить, что компания не выполнила условия конкурса. <BR>Строители не очень хорошо понимают, куда идут отчисления на развитие инфраструктуры. Власти живут сегодняшним днем, отдавая подряды на строительство иностранцам и москвичам, хотя местные компании способны воздвигнуть любые объекты. Кто больше денег даст, тот и получает пятно под застройку. <BR><BR>Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА)<BR><B>Официальная информация</B><BR>Комитет осуществляет подготовку и выдачу разрешительной документации на размещение жилищного строительства и промышленных комплексов. Информирует строителей и инвесторов о необходимой разрешительной и проектной документации. <BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Все опрошенные предприниматели говорят о недостаточной открытости КГА. Предпринимателям приходится осуществлять немыслимые согласования ради какой-нибудь вывески. КГА предъявляет очень много требований. Однако не все считают, что это плохо. <BR>Комитет плохо взаимодействует с другими подразделениями администрации города. Сроки рассмотрения документов слишком велики. <BR><BR>Комитет по внешним связям (КВС)<BR><B>Официальная информация</B><BR>Комитет ведет работу по улучшению инвестиционного законодательства. Подготовлена и утверждена концепция зон экономического развития Петербурга, обеспечивающих реализацию режима льготного налогообложения. В том числе для экспортных производств. Оказывается помощь предприятиям в налаживании новых контактов с зарубежными партнерами. <BR>КВС участвовал в создании каталога о 2000 производителей продукции, зарегистрированных на территории Петербурга, буклета "Поддержка экспорта в Санкт-Петербурге" и видеофильма "Санкт-Петербург: экономика, туризм, инвестиции".<BR>За 1999 год появилось два сайта, посвященных проектам, осуществляемым при содействии КВС. <BR>Весной 1999 года делегация Петербурга во главе с заместителем председателя КВС посетила штат Калифорния (США). Предприятия Санкт-Петербурга провели переговоры с компаниями - производителями компьютеров, информационных технологий и программного обеспечения.<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>По словам представителей компаний, сотрудники КВС активно пытаются поддерживать предпринимательство. Они сделали большой вклад в создание консорциума производителей программного обеспечения. Способствовали развитию конгрессного туризма. В то же время не все экспортеры чувствуют заботу о себе чиновников комитета. Многое, что делает КВС, заканчивается лишь меморандумами. <BR><BR><B>Комитет по земельным ресурсам и землеустройству</B><BR><B>Официальная информация</B><BR>Комитет осуществляет государственный (кадастровый) учет недвижимости. Эта деятельность служит идентификации объектов и способствует обороту недвижимости. За 1999 год комитетом был произведен кадастровый учет 13.522 земельных участков общей площадью 9050 га, в том числе 8462 земельных участков площадью 3700 га для предоставления в краткосрочную аренду по договорам с КУГИ, 9638 первичных объектов недвижимости и 15.948 вторичных объектов недвижимости. <BR>Комитет осуществляет подготовку распоряжений Комитета по градостроительству и архитектуре о закреплении границ и площади земельных участков, фактически используемых юридическими лицами на территории Петербурга. <BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Хотя комитет выполняет необходимую для существования предпринимательства функцию, претензий к его работе со стороны представителей компаний много. Развитию бизнеса мешает очень длительная процедура оформления купли-продажи земли. Отсутствует взаимодействие с КУГИ, Государственным бюро регистрации. Нет единых правил рассмотрения документов. Одинаково оформленные документы могут иногда пройти, а иногда нет. <BR><B>Комитет по потребительскому рынку</B><BR><B>Официальная информация</B><BR>Подробных итогов работы комитет не прислал. <BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Есть большие сомнения, что деятельность данной госструктуры благоприятствовала созданию равных условий. Некоторые предприниматели считают, что одни предприятия общественного питания и торговли поддерживались в ущерб другим. <BR><BR><B>Комитет по туризму и развитию курортов</B><BR><B>Официальная информация</B><BR>Сотрудники комитета занимались в прошлом году созданием системы статистики в туризме, составлением плана спортивно-культурных мероприятий, организацией научных исследований по проблемам туризма, осуществлением подготовки кадров для туристической отрасли, разработкой совместно с фирмами туристских программ, рекламой Петербурга как культурного центра.<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Представители туристических компаний признают, что со сменой руководства в комитете в середине прошлого года его работа стала эффективнее. В конце прошлого года после долгих лет подготовки появилась программа развития туризма в Петербурге. На международных выставках Петербург стал представляться единым стендом, на котором активно работают турфирмы. На аренду стенда выделяются деньги из городского бюджета. Раньше чиновники выезжали за рубеж за счет денег турфирм, отпугивая туристов своей некомпетентностью. <BR>В то же время плана культурных и спортивных мероприятий на несколько месяцев вперед так и нет. Он появляется в самый последний момент, когда менять программу пребывания туристов в Петербурге уже поздно. В таких условиях компаниям очень сложно реализовывать туристский продукт. Кроме того, некоторые решения, например о бронировании мест в гостиницах, принимают чиновники, которые далеки от проблем реального бизнеса. <BR><BR>Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ)<BR><B>Официальная информация</B><BR>Сотрудники комитета занимались совершенствованием нормативной базы, направленной на поддержку арендаторов городской недвижимости и инвесторов в условиях экономического кризиса. Внесены изменения в методику определения арендной платы. Проведен экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности 44 организаций. КУГИ участвовал в процессе передачи общежитий и объектов инженерной инфраструктуры на баланс города. Представители комитета принимали участие в работе комиссии по согласованию планов реструктуризации промышленных предприятий. Председатель КУГИ подписал 187 распоряжений по созданию и реорганизации государственных предприятий и учреждений.<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Работа комитета вызвала самые противоречивые оценки представителей компаний Петербурга. С одной стороны, они признают, что чиновники КУГИ облегчали жизнь предпринимателям. К примеру, методика массовой оценки упростила работу арендаторов. С другой стороны, комитет входит в число подразделений администрации, которые имеют очень много претензий со стороны предпринимателей. А именно длительные сроки рассмотрения документов, отсутствие единых правил их согласования, вражда с другими структурами администрации города, невозможность получить необходимую информацию. <BR><BR>Комитет финансов (КФ)<BR><B>Официальная информация</B><BR>Комитет занимался упрощением налогового законодательства Петербурга, снижением налогового бремени. Сотрудники КФ разработали Положение о порядке предоставления налогоплательщикам отсрочек или рассрочек по налогам и сборам, поступающим в бюджет Петербурга.<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Предприниматели не считают, что вышеуказанная деятельность комитета сильно отразилась на их бизнесе. В то же время рынок ГГКО монополизирован "АВК". Это негативное явление. Информация, в которой мог бы нуждаться бизнес, для общего пользования не доступна. Существует очень ограниченный круг предпринимателей, которых как-то интересует, чем занимается КФ. <BR><BR>Комитет экономики и промышленной политики (КЭПП)<BR><B>Официальная информация</B><BR>КЭПП способствовал заключению соглашений между промышленными предприятиями и естественными монополистами. Для оказания профессиональной помощи предприятиям в вопросах разработки и реализации планов реструктуризации в 1999 году при КЭПП было аккредитовано 9 консалтинговых компаний и пять риэлтерских фирм. Первый план реструктуризации ОАО "Усть-Ижорский фанерный комбинат" одобрен межведомственной комиссией в декабре 1999 года. <BR>Сотрудники комитета оказывали содействие в получении судостроительными предприятиями города ряда выгодных экспортных контрактов с КНР и Индией.<BR>Осуществлялась поддержка проведения технического перевооружения и модернизации промышленных предприятий и отдельных производств пищевой промышленности (ОАО "Петмол", ОАО "Пекарь" и др.).<BR>Оказывалось содействие в работе по формированию финансово-промышленных групп (ФПГ "Квартон"). Для стимулирования развития малого бизнеса создана сеть инновационно-технологических центров, из которых три созданы при поддержке Миннауки России, а еще 9 создаются при содействии администрации Петербурга. Совместно с "Леонтьевским центром" выпущен справочник "Как инвестировать в Санкт-Петербурге".<BR>Для стимулирования развития малого бизнеса создана единая информационно-аналитическая система "Поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге".<BR>Осуществлялась организация подготовки и участия петербургских компаний в Международной выставке "Российский промышленник" и в "Ганноверской ярмарке-99".<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Предприниматели считают, что эффект от работы КЭПП мог бы быть выше. Однако никто не говорит о препятствиях, которые чинят сотрудники этого комитета. Наиболее очевидный недостаток его работы - медлительность. Консультанты говорят, что нет проблем в поиске инвесторов. Недостаточно информации о предприятиях Петербурга. То, что КЭПП делает в этом направлении, заслуживает одобрения. Но результаты скромные.<BR>Разработка планов реструктуризации идет невысокими темпами. Позитив в том, что комитет является центральной структурой городской администрации. Поэтому нет необходимости ходить по различным комитетам и согласовывать документы. <BR>КЭПП защищает интересы предприятий в конфликтах с естественными монополистами, федеральными ведомствами и иногородними коммерческими структурами. <BR>Организация поездок петербургских фирм на международные выставки не на очень высоком уровне. Экспортеры, налаживающие новые контакты с зарубежными компаниями, особого содействия КЭПП не чувствуют. Однако бизнес ощущает реальный эффект в результате установления комитетом связей с российскими регионами. Малый бизнес поддержки КЭПП не ощущает. <BR>Возможно, у чиновников нет видения перспектив бизнеса в Петербурге при отсутствии глубоких экономических исследований.<BR><BR>Лицензионная палата (ЛП)<BR><B>Официальная информация</B><BR>Палата осуществляет контроль за соблюдением правил ведения бизнеса. Лицензионная палата проводит лицензирование 29 видов деятельности. За 6 месяцев до 16 января 2000 года выдала 4000 лицензий. Ежедневно в ЛП обращается за консультациями более 250 соискателей лицензий. Выходит ежемесячный бюллетень "Лицензиат". <BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Считается, что существует слишком много видов деятельности, на ведение которых необходимо получать лицензию. Хотя это не вина Лицензионной палаты - по роду своей деятельности она вынуждена препятствовать развитию бизнеса. Те, кто получает лицензии, действиями палаты не возмущаются. Они говорят, что вопросы решаются, хотя не очень быстро. Крупных скандалов, связанных с ЛП, в прошлом году не было. <BR><BR><BR>Территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Петербургу и Ленинградской области (ТУ МАП)<BR><B>Официальная информация</B><BR>Управление занимается предупреждением, ограничением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. <BR>По признакам нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей и о рекламе возбуждено 140 дел, выдано 86 предписаний об устранении нарушений. Рассмотрено 90 заявлений по признакам нарушений ст. 5 (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке) Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках". Выдано 11 отказов, связанных с усилением (появлением) доминирующего положения либо с ограничением конкуренции. Более 80% отказов было связано с обнаружением в представленных документах противоречий Гражданскому кодексу и законам РФ. <BR>ТУ МАП осуществляло проверку нормативных документов Петербурга на соответствие требованиям антимонопольного законодательства. В 1999 году на согласование поступило 22 проекта нормативных актов администрации Петербурга и правительства Ленобласти, реализация которых могла бы влиять на конкуренцию на товарных рынках. Из семи проектов нормативных документов Петербурга, представленных на согласование, шесть были возвращены на доработку как противоречащие требованиям законодательства.<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Анализ результатов громких дел, возбужденных ТУ МАП, показал, что они ничем не заканчиваются. О снижении степени монополизации рынков Петербурга нет данных. Возможно, управление не имеет необходимых полномочий. <BR>Малые предприятия не ощущали поддержку ТУ МАП.<BR>Достоинство управления в том, что оно периодически заявляет о своем существовании.<BR>Деятельность бурная, но заметных результатов не видно. <BR><BR>Территориальное управление Министерства по налогам и сборам по Петербургу (ТУ МНС)<BR><B>Официальная информация</B><BR>Управление совместно с администрацией города принимало участие в создании проекта Закона Петербурга "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Руководство и ведущие специалисты ТУ МНС постоянно ведут консультативную и разъяснительную работу среди налогоплательщиков в СМИ города: на страницах печатных изданий, по телевизионным каналам и на радио. <BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Просветительскую деятельность предприниматели Петербурга не замечают. Вероятно, она больше направлена на физических лиц, являющихся плательщиками подоходного налога.<BR>Перед налоговой инспекцией, как и таможней, такая задача, как поддержка предпринимательства, не ставится. Она выполняет только одну функцию - фискальную. Хотя, согласно экономической теории, налоговые органы должны иметь кроме фискальной еще и регулирующую, и стимулирующую функции.<BR>Консультанты считают, что получить налоговый кредит в Петербурге просто невозможно. Хотя российское законодательство позволяет это сделать. <BR>Налоговые инспектора обязательно находят нарушения при проверках. Даже если фирма является примерным налогоплательщиком. "Покажите нам хоть одно предприятие, с которого налоговый инспектор ушел без акта о нарушениях", - вопрошают предприниматели.<BR><BR><B>Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Петербургу</B><BR><B>Официальная информация</B><BR>Департамент оказывал услуги по профотбору и психологической поддержке около 52,2 тыс. безработных граждан. Приоритетными направлениями работы службы являются развитие сотрудничества с работодателями, организация общественных работ, поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан. В рамках целевой программы содействия предпринимательской инициативе безработных создано 360 рабочих мест, оказана финансовая помощь безработным в организации субъектов предпринимательской деятельности. Профессиональное обучение безработных осуществлялось в соответствии с потребностями рынка труда Петербурга по результатам прогнозирования изменения его профессионально-квалификационной структуры на основе договоров с 22 образовательными учреждениями по 141 учебной программе. В течение года совместно с Центром стратегического анализа общественных процессов выпущено три журнала "Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда Петербурга". Ежемесячно выпускалась брошюра "Критическая зона труда. Мониторинг социально-экономической ситуации и состояние рынка труда Санкт-Петербурга". <BR>Проведение этих и других мероприятий способствует расширению информированности работодателей об услугах и возможностях службы занятости. Проведено 8,7 тыс. консультаций безработных граждан, выразивших желание открыть собственное дело.<BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Согласно опросу корреспондента "ДП", услугами департамента пользовались как крупные, так и малые предприятия. Претензий к его работе нет. Предприниматели даже были удивлены оперативностью работы Государственной службы занятости. Деятельность департамента может служить примером для других государственных структур.<BR><BR>Структуры Государственного таможенного комитета (Балтийская таможня, Петербургская таможня, Пулковская таможня, входящие в Северо-Западное управление ГТК России). <BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Запрос "ДП" послал только Петербургской таможне. Ответа не последовало.<BR>Насколько известно, таможня выполняет только фискальную функцию. От нее требуют выполнения плана по поступлениям денег в бюджет страны. Причем никого не волнует, как таможенники будут выполнять задание. <BR>Почти каждый час обновляются нормативные документы, регламентирующие пересечение грузами государственной границы. Сами предприятия в этом море информации разобраться не могут. Действия таможни противоречат объявленной государственной политике по поддержке экспорта. <BR>На уровне Северо-Западного управления таможенники пытаются вникнуть в проблемы предприятий. Однако благодаря вышестоящей организации деятельность таможни только препятствует развитию предпринимательства.