00:0015 мая 200000:00
70просмотров
00:0015 мая 2000
Пешеходные улицы в Петербурге появились и продолжают появляться в большинстве случаев благодаря предпринимателям, а не действующей городской власти.
<BR><BR>Пешеходные улицы в Петербурге появились и продолжают появляться в большинстве случаев благодаря предпринимателям, а не действующей городской власти. <BR>Сегодня в Петербурге восемь таких улиц, и только две из них сделаны за счет городского бюджета. Все остальные финансировались коммерческими структурами.<BR>Один из чиновников городского Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству высказался по этому поводу так: губернатор дал толчок процессу, приказав документом "пешеходным улицам быть". А затем лишь подгонял подчиненных чиновников; те же - должны были найти средства самостоятельно. <BR>Поскольку у районов лишних средств нет, оказалось, что взять деньги для пешеходных улиц можно только у предпринимателей. От их доброй воли и коммерческого интереса зависит выполнение Постановления правительства Петербурга №8 от 25 февраля 1999 года, где приведен перечень 26 адресов пешеходных улиц Петербурга, обязанных появиться до конца этого года.<BR><BR><B>К истории вопроса</B><BR>Первое решение о создании в Петербурге пешеходных улиц связано с именем Анатолия Собчака. В Распоряжении мэра №1073 от 5 октября 1995 года названы Малая Садовая, Малая и Большая Конюшенные улицы. <BR>Став губернатором, Владимир Яковлев принялся исполнять распоряжение мэра: оно соответствовало имиджу хозяйственника. Задача оказалась неподъемной. Только к концу 1997 года удалось сделать Малую Конюшенную, к концу 1999-го - Малую Садовую улицу. Большая Конюшенная до сих пор вязнет в административных согласованиях. Главная проблема всех проектов проста: нет денег. Не менее простым был ход губернатора: он бросил на амбразуру глав районных администраций.<BR> В настоящее время правительство города отвечает за шесть пешеходных зон, а финансирует и того меньше. Из 26 адресов только четыре должны были быть созданы на деньги городского бюджета. Из них готовы к настоящему моменту всего два объекта - Набережная реки Мойки (у дома Пушкина) и Манежная площадь. Очередь до Площади Искусств и Большой Конюшенной улицы пока не дошла.<BR>Все остальные объекты, как в случае с дворами Капеллы и 130-м кварталом, финансируются на деньги Всемирного банка или на средства, найденные районными администрациями. Есть только одно исключение: на Лицейский переулок в городе Пушкине Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству выделил 1,1 млн рублей. <BR><BR><B>Первые опыты</B><BR>Пешеходная улица или зона представляет собой закрытую для проезда транспорта территорию, предназначенную для отдыха и развлечений горожан. В ее стандартный набор входят мощеные тротуары, осветительные фонари, скамейки, зеленые насаждения. На некоторых петербургских пешеходных улицах есть или будут фонтаны (Малая Садовая), скульптуры (улица Турку), памятники (Малая Конюшенная), монументы (Безымянный переулок в Кронштадте), памятные таблички на зданиях (там же).<BR>Первой пешеходной улицей Петербурга стала Малая Конюшенная, открывшаяся в конце 1997 года. Из 24 млрд рублей, потраченных на реконструкцию, 15,5 млрд было вложено владельцами сетей, жилищными организациями и внебюджетными фондами.<BR>Второй была Малая Садовая. В этом случае часть средств выделена из федерального бюджета в результате выигранного Петербургом всероссийского (но без участия Москвы) конкурса "Самый благоустроенный город России". Глава Центрального района Владимир Антонов нашел и инвесторов. Торговые и риэлтерские компании были заинтересованы в метаморфозах Малой Садовой. <BR>Положительный пример поиска денег поставили на вид главам других районов. Но с легкостью повторить опыт мало кто сумел. В уже упомянутом Пушкине местной администрации удалось наскрести с мелких торговцев лишь 700 тыс. рублей, взамен те по окончании строительства разместят на Лицейской улице свои торговые точки. <BR>В городе Ломоносове с миру по нитке собран 1 млн рублей. <BR><BR><B>Точки боли</B><BR>Далеко не во всех районах будущие пешеходные зоны привлекательны для коммерсантов. В Курортном районе до строительства далеко. Выполнен только эскизный проект пешеходной зоны на улице Андреева, который обошелся в 100 тыс. рублей (деньги достались Архитектурной мастерской №8, руководимой главным художником Петербурга Иваном Ураловым). На создание первого участка улицы требуется всего 700 тыс. рублей, но взять их, говорят в районе, негде. Иван Пахомов, начальник Управления районного хозяйства Курортного района, невесел: "Трудно напрягать предпринимателей-торговцев, а производственных предприятий у нас нет. Принуждать никого мы не можем, льгот дать тоже не можем".<BR>Самая большая беда - на Васильевском острове. 6-7-я линии, несмотря на большое число магазинов и кафе, расположенных здесь (всего 50 точек), кажется, никогда не дождутся своего часа. Слишком большие средства необходимы для ремонта улицы. В №92/99 "ДП" писал о том, что реконструкцию 6-7-й линий Васильевского острова должны были вести за счет компании "Балтика", но воз и ныне там. В начале этого года было принято решение о реконструкции торговой зоны вокруг станции метро "Василеостровская". Это должно подтолкнуть и работы на 6-7-й линиях. Но необходимые $300 тыс. для зоны вокруг метро пока не найдены.<BR><BR><B>Население - против</B><BR>В некоторых случаях появление пешеходной улицы невозможно по вине разработчиков проекта или районной администрации, которые отнеслись к делу спустя рукава. На этапе согласования открываются неожиданные обстоятельства.<BR>Финский переулок в Калининском районе вообще непонятно как оказался в списке планируемых пешеходных улиц. Здесь придется снимать трамвайные пути и переносить их на улицу Комсомола. Там население против, поскольку сейчас по улице ходит один трамвай, а будет шесть. Существует семь вариантов реконструкции Большой Конюшенной; Комитет по благоустройству не может выбрать из них один. Дело тормозят и протесты общественности, которая жалуется и требует ничего не трогать. <BR><BR><B>Средство от мигрени </B><BR>Руководители большинства районов предпочитают выполнять наказ губернатора по пешеходным улицам малыми силами. <BR>Например, во Фрунзенском районе решили делать пешеходную зону на изначально пешеходной территории улицы Турку. Осталось только слегка облагородить ее. Кроме того, решили не замахиваться на весь участок, обозначенный в постановлении правительства Петербурга. Но и для урезанного варианта требуется 1 млн рублей, которых в районной казне нет. Пока с тех же предпринимателей собрали только 400 тыс., и продолжают поиск недостающих средств среди депутатов. <BR><BR><B>Особо показательно</B><BR>В Петроградском районе нашлись две заинтересованные фирмы. Им предоставили возможность построить на территории будущей пешеходной зоны (Большой проспект, 34-36) торговые павильоны, а они за это проведут за свой счет все работы. <BR>В Выборгском районе такими фирмами стали ЗАО "Линне" (отвечает за пешеходную зону в квартале 12) и ЗАО "Лифлет" (в квартале 29). Директор ЗАО "Лифлет" и заместитель директора ЗАО "Линне" Владимир Миронов рассказал, что взялся за это сложное дело не без выгоды для бизнеса. "Лифлет" является разработчиком проекта и одним из инвесторов торгового центра "Бадабум", рядом с которым и расположится пешеходная зона. Чтобы привлечь покупателей в торговый центр, компания не только создает пешеходную зону, но и планирует построить автомобильную стоянку, снабдить проспект Энгельса пешеходным переходом, оборудовать проспект светофорами. Иными словами, сделать то, за что отвечают власти.<BR>В Курортном районе, на улице Сестрорецкой, работы начнутся в июне. Проект будущей пешеходной зоны оплачен ООО "Командос", строительство также будет вестись на его средства. Заместитель главы Курортного района Владимир Стрелец сообщил, что, по предварительным расчетам, понадобится около 10 млн рублей. Учредитель и директор "Командос" Виктор Тарасов пока не знает, в какую сумму обойдется реконструкция. Но готов потратить столько, сколько понадобится. Он говорит, что движет им желание привести в порядок улицу, рядом с которой он живет и работает. <BR><BR><B>Философия вопроса</B><BR>Пешеходная улица нужна для привлечения инвестиций в облагороженный район и создания удобств для горожан. <BR>С помощью открытия пешеходной зоны можно набрать очки у будущих избирателей. <BR>В последнее время важная роль в закреплении таких настроений принадлежит пресс-службе Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Для осуществления идеи "губернатор молодец" в начале марта этого года комитетом были наняты специалисты Информационно-аналитического центра "Бизнес-территория".<BR>Руководитель центра Илья Шамин не скрывает, что пресс-служба комитета, усиленная PR-специалистами, ведет агрессивную информационную кампанию по освещению деятельности комитета и лично губернатора. <BR>Присутствовал Владимир Яковлев и при открытии пешеходной улицы в Кронштадте. Но работу сделали другие. Строительство вело ГУ ДСП "Крондор", генеральный подрядчик и автор проекта - ООО "Творческое объединение XXI век", а средства - 2 млн рублей - предоставило ЗАО "Морская лига".