Экономический подъем в России увлек компьютерщиков

Петербургские продавцы компьютеров приятно удивлены необычным для весеннего сезона ростом продаж. В прежние годы пробуждение природы сопровождалось спадом на компьютерном рынке.

<BR><BR>Петербургские продавцы компьютеров приятно удивлены необычным для весеннего сезона ростом продаж. В прежние годы пробуждение природы сопровождалось спадом на компьютерном рынке.<BR>В настоящее время, по словам менеджеров петербургских компаний, на рынке наблюдается нехарактерное для него явление. Прежде весной реализация компьютеров была намного меньше, чем в конце предшествующего года. В 2000 году картина диаметрально поменялась: среднемесячный объем продаж в весеннее время превышает аналогичный показатель конца прошлого года. <BR>Директор по продажам ЗАО "Ниеншанц" Иван Золочевский объясняет это изменение существованием отложенного спроса. В результате финансового кризиса многим потребителям пришлось отложить покупку компьютера на неопределенное время. Значительная часть из них смогла поправить свое финансовое положение именно весной этого года. Таким образом, отложенный спрос реализовался в платежеспособный. <BR>"Рост продаж в весенний период - позитивный фактор для развития рынка. Появилось больше шансов на успех у новинок", - утверждает Иван Золочевский. <BR><BR><B>Лечебный эффект</B><BR>Финансовый кризис в большей или меньшей степени коснулся всех компьютерных компаний. Многие компании закрылись, выжившие сократили объемы продаж. Прогноз снижения оборотов на 30% оправдался. <BR>Однако почти все компьютерщики единодушны в том, что август 1998 года принес и некоторые положительные моменты. В течение года после него произошли серьезные изменения во внутренней политике компаний. Компании научились считать деньги, оценивать себестоимость собственного труда, закрыли нерентабельные проекты. Юрий Ярцев, коммерческий директор ЗАО "Алкор", считает, что "кризис способствовал, как это ни парадоксально, развитию рынка".<BR>От негативных последствий августовского кризиса компьютерный рынок оправился к концу 1999 года. Об этом, по словам Юрия Ярцева, можно судить по следующим признакам: прогнозируемая инфляция позволяет заключать рублевые договоры на значительные сроки, закончились споры о задолженностях во взаиморасчетах между компьютерными фирмами, снова стали использоваться товарный кредит и консигнация. В результате появилась возможность нормальной, плановой работы. <BR>"Результатом стабилизации в конечном итоге должен стать рост, что сейчас и наблюдается", - говорит Михаил Усачев, начальник отдела маркетинга ОАО "Рамэк". В последнее время увеличился спрос на рынке малых и средних предприятий, наметился рост продаж портативной техники. Некоторое снижение спроса на корпоративном рынке можно считать временным. Уже сейчас многие из потенциальных покупателей выделяют значительные средства на переоснащение компьютерного парка.<BR><BR><B>Засекреченные объемы</B><BR>Точными данными об объемах сборки и продаж компьютеров в Петербурге вряд ли кто-нибудь обладает. А если и обладает, то не хочет ими ни с кем делиться. Являясь одним из самых динамичных, компьютерный рынок пока еще не отличается прозрачностью. <BR>Согласно результатам исследований маркетинговых агентств, озвученным Михаилом Усачевым, к осени 1999 года в России ежеквартально продавалось 240-300 тыс. компьютеров. Результаты IV квартала 1999 года и предварительные данные I квартала 2000 года показывают, что объемы продаж превышают эту планку. Доля Петербурга в этом объеме оценивается в 10-11%. Достаточно высокий показатель, если учесть, что в городе на Неве проживает чуть более 3% россиян. <BR>Анатолий Григорьев, управляющий ЗАО "Альфа Компьютерс", считает вышеуказанные данные объемов продаж заниженными в 2 раза. "Мы обладаем информацией, сколько ввозится компонентов. Учитываем продажи готовых систем. Таким образом, можем оценивать общий объем продаж", - объяснил он. <BR>Следовательно, в Петербурге ежемесячно реализуется от 10 до 20 тыс. компьютеров. Поскольку компании обычно занижают объемы своих продаж, реальная величина продаж, скорее всего, ближе к верхней планке. <BR>В феврале 2000 года компьютер имело около 180 тыс. петербургских семей. Около 330 тыс. человек считают, что есть определенная вероятность, что в ближайшие полгода они смогут приобрести новый компьютер. Однако число людей, которые реально смогут осуществить свои намерения, раз в 5 меньше. <BR><BR><B>Регулирование</B><BR>Ряд постановлений Правительства РФ, направленных на урегулирование правил торговли, на какое-то время внесли сумятицу и неразбериху в начинающий подниматься после кризиса рынок. Несоответствие данных об официально ввозимом количестве "железа" и реальных объемах продаж всегда вызывало желание государственных мужей как-то контролировать ситуацию и отследить финансовые потоки. Все это делалось под эгидой защиты потребителей. <BR>Последствия решений Правительства оценивают по-разному. Технический директор ЗАО "АСКоД" Андрей Оловянников считает, что "сейчас на рынке наблюдается товарный дефицит по всем группам товара, продаются старые складские запасы. По его мнению, причина заключается в том, что оптовики не отладили новые схемы работы". <BR>Александр Григорьев, начальник отдела маркетинга торговой сети "Кей", утверждает, что ассортимент не сократился, потому что фирма "трясет" своих дистрибьюторов. Согласен с ним и Анатолий Григорьев ("Альфа Компьютерс").<BR>Ощутимого повышения цен в результате действий Правительства, по мнению Михаила Усачева, не наблюдается. "Закупочные цены понижаются, но растет уровень наценки продавцов. Маржа выросла в среднем по городу на 5%", - говорит Анатолий Григорьев.<BR>Участники рынка уже привыкли к тому, что благоприятные условия для развития бизнеса - это не для России. "Но, может быть, это и неплохо, - говорят некоторые компьютерщики, - потому что задерживает активное появление иностранцев. Дает фору нам". <BR>У Ивана Золочевского другое мнение: "Известные постановления Правительства будут способствовать проникновению иностранного производства".<BR>Тем не менее большинство ведущих менеджеров компьютерных компаний единодушно выражают свое отношение к подобным мерам Правительства: "Нельзя всю проблему решить одним актом. Нужно принимать системные решения. Государство, прикрываясь заботой о потребителях, пополняет бюджет. Если цены вырастают, то хуже становится потребителям, а не фирмам (они свою прибыль получат). Правительству нужно думать о том, что рынок нужно расширять, а не давить. Только тогда будет развиваться государство".<BR><BR><B>Кто есть кто</B><BR>Сейчас в Петербурге представлены все типы компьютерных компаний: дистрибьюторы, интеграторы, фирмы, производящие компьютеры под собственной маркой, розничные сети. Количество серьезных игроков в каждом из них - 20-30. Всего фирм, где можно купить компьютер, насчитывается, по разным оценкам, от 450 до 1000.<BR>По подсчетам ведущих менеджеров ЗАО "Ланк", активно действует на рынке около 20 крупных и 50 более мелких компьютерных фирм. По мнению Оксаны Григорьевой, управляющей розничными продажами "Альфа Компьютерс", реальное влияние на рынок оказывают компании с объемом ежемесячных продаж от $1 млн. Таких компаний чуть больше 10. Именно они определяют ситуацию на рынке. Через их склады проходит 90% товара, продаваемого в городе. Эти компании представляют собой вертикальные структуры, включающие логистику, дистрибуцию, розницу, корпоративный отдел и сервис.<BR><BR><B>Конкуренция</B><BR>По мнению большинства компьютерщиков, конкуренция на рынке велика. Они утверждают, что в Петербурге уже нет свободных ниш и здесь не любят новичков. "Появление новых компаний невозможно: не хватит места. Либо кому-то придется потесниться", - считает Михаил Усачев. "Растет конкуренция за крупного клиента", - добавляет Мария Суслова, начальник отдела рекламы ЗАО "Ланк".<BR>Не согласен с ними Юрий Ярцев: "О какой конкуренции может идти речь, если звонок клиента начинается словами: "Четырехпроцессорный Xeon с Рейд-массивом на 150 Гб. Дальше будем говорить?" И это его звонок в сороковую или пятидесятую компанию. Я знаю не более 10 фирм, способных собрать такой компьютер. Из них только 2-3 могут его заставить правильно работать. Доходит до смешного. Эти машины у нас заказывают из Москвы. Если не учитывать стремление ряда крупных заказчиков приобретать вместо зарубежных брэндов компьютеры местной сборки, то конкуренцию можно вообще не заметить. Рынок просто становится более профессиональным". Реального барьера для выхода на рынок не существует. Закрепление на рынке прежде всего зависит от менеджеров, стоящих во главе компании, и в меньшей степени - от имени и возможностей фирмы.<BR>Проникновение в Петербург региональных фирм, например из Новгорода, Пскова, кажется бизнесменам невозможным. Новые игроки на рынке могут появиться только из Москвы. Оксана Григорьева предполагает, что через некоторое время следует ожидать второй волны активизации московских компаний. Они еще раз попытаются раскрутить на местном рынке свои представительства или аффилированные фирмы. Активных действий можно ожидать от "Формозы", "РиК", DVМ.<BR>При благоприятных политико-экономических событиях предприниматели ожидают значительного подъема рынка к концу этого года. Они объясняют это рядом объективных предпосылок. Емкость и потенциал компьютерного рынка велики, потому что разрыв между оснащенностью техникой у нас и на Западе существенный. Рост пользователей Internet в России также будет способствовать подъему рынка.