00:0003 мая 200000:00
39просмотров
00:0003 мая 2000
По долгу службы Леонид Балашевич руководит предприятием, специализирующимся на "ремонте" человеческого глаза. Во внерабочее время он продолжает изучение "глаза", правда сделанного из стекла.
<BR><BR>По долгу службы Леонид Балашевич руководит предприятием, специализирующимся на "ремонте" человеческого глаза. Во внерабочее время он продолжает изучение "глаза", правда сделанного из стекла.<BR>Уже в течение почти 30 лет директор петербургского филиала компании "Микрохирургия глаза" Леонид Балашевич коллекционирует фотоаппараты.<BR><BR><B>Релакс</B><BR>В России нет музея, посвященного фотоаппаратам. Его функции выполняет комната в квартире Леонида Балашевича. <BR>Из-за недостатка выставочных площадей ознакомиться сразу со всей коллекцией довольно затруднительно. Фотоаппараты установлены на застекленных стеллажах в несколько рядов, хранятся на антресолях и т.д.<BR>При этом коллекция содержится в строжайшем порядке: все сведения о новых поступлениях Леонид пунктуально заносит в специальную картотеку.<BR>"Это колоссальный способ снять стресс, накопившийся на работе. Пока я фотоаппарат опишу, приведу его в порядок, поглажу... Удовольствие - колоссальное", - не скрывает эмоций Леонид Балашевич.<BR><BR><B>Оптимистическая трагедия</B><BR>Всего в коллекции находится почти 300 камер. Руководствуясь принципом "нельзя объять необъятное", Леонид Балашевич решил собирать не все фотоаппараты мира, а ограничился камерами, произведенными на территории СССР с 1918 по 1991 год.<BR>"Когда распался Союз, я был очень рад. Как коллекционер, конечно. Советский Союз, как древний Рим, был и кончился. Эпоха закончилась. Таким образом, у коллекции появились конечные временные рамки. Я для себя решил: фотоаппараты, изготовленные после 1991 года, меня не интересуют", - излагает концепцию Леонид Балашевич.<BR><BR>Миф о "ФЭДе"<BR>Почти все музейные экспонаты продолжают исправно функционировать (ремонтные работы выполняет сам Леонид Балашевич). Более того, некоторые из фотоаппаратов хранятся даже вместе с чеками из довоенных (!!!) магазинов.<BR>Советская фотографическая промышленность выпускала очень разную продукцию: "Алмазы", "Фотокоры", "Смены", "Зениты", "Зоркие", "Киевы", "ФЭДы", "Любители" и т.д. и т.п.<BR>"Обычно считается, возможно, благодаря Макаренко, что первый советский фотоаппарат - "ФЭД". Это абсолютно неверно. Как ни странно, это заблуждение популярно даже среди специалистов по фотографии. До "ФЭДа" уже в 1932 году выпускался "Фотокор", самые же первые советские камеры появились вообще в 1929 году", - повествует Леонид Балашевич.<BR><BR><B>Гулливеры и лилипуты</B><BR>Габариты выставленной в фотомузее аппаратуры варьируются в широком диапазоне - от огромных деревянных ящиков до малюсеньких коробочек, размеры которых не превышают размер пейджера. Светло-коричневые пластиковые фотоаппараты "Лилипут" и "Малютка" были изготовлены на ГОМЗе (ныне ЛОМО) к 20-летию комсомола. Детские фотоаппараты не отягощены какими-либо "наворотами", а потому с полным правом могут считаться первыми российскими "мыльницами". Таким образом, Северная столица является родиной российской "мыльной" фотоиндустрии. По словам Леонида Балашевича, качество снимков, сделанных при помощи этих фотоаппаратов, было ужасным.<BR>В отличие от них, еще один мини-экспонат уже в течение шести десятков лет фотографирует на отлично. Камера Minox - металлическая "зажигалка" в кожаном футлярчике - до 1940 года выпускалась в Риге. Minox - настоящий шпионский фотоаппарат. В его комплект входят специальный фотоувеличитель и станочек для резки пленки (камера заряжается пленкой шириной всего 10 мм, а не 36 мм, как обычно). Примечательно, что на боку инструмента работника "невидимого фронта" микроскопическими буквами выгравировано: "Товарищу Корогодскому Ю.А. директору 1-го ЛАРЗа, в день 25-летия работы на заводе от коллектива рабочих ИТР 28 мая 1942 года"!<BR><BR><B>Суд над фотоаппаратом</B><BR>Помимо техники среди музейных экспонатов есть небольшая серая книжечка - "Дело по обвинению фото-аппарата "Фотокор №1", выпускаемого Государственным Оптико-механическим заводом им. ОГПУ. Обвинительное заключение. Ленинград 1935 год".<BR>Таким образом, в 1930-х годах в СССР несладко жилось не только Homo Sapiens.<BR>Один из пунктов длинного обвинения, в частности, гласил: "Чрезмерно высока продажная стоимость ф-та "Фотокор №1", достигающая 242 рублей при заводской стоимости 114 р. Наценки превышают 100% стоимости аппарата и превращают аппарат в предмет роскоши, недоступный массовому потребителю".<BR><BR><B>Два глаза</B><BR>Связь фотографии и офтальмологии, по мнению Леонида Балашевича, в его жизни абсолютно неслучайна: "Фотообъектив - это модель глаза 1:1, только изображение падает на пластинку, а не на сетчатку глаза. Но все же глаз - это, скорее, видеокамера, так как он фиксирует движущийся объект".<BR>Но фотографировать Леонид стал все же намного раньше, чем лечить близорукость, дальнозоркость, глаукому и пр. неприятные болезни.<BR>"Еще в школе мне попался маленький трофейный фотоаппарат. А первый свой "ФЭД" я купил, когда уже был курсантом Военно-Медицинской академии. Я получил сталинскую стипендию - 1200 рублей. Тогда это был оклад врача с 10-летним стажем", - вспоминает коллекционер.<BR>Заниматься фотографией Леонид продолжает и сегодня, правда, при этом он не использует аппаратуру из своей огромной коллекции.<BR><B>"Мне очень стыдно, но снимаю я Nicon", - вздыхает Леони</B>