00:0025 апреля 200000:00
301просмотров
00:0025 апреля 2000
Запад определился и четко отстаивает свои приоритеты в различных отраслях бизнеса, науки, экономики. Петербург тоже имеет свои приоритеты.
<BR><BR>Запад определился и четко отстаивает свои приоритеты в различных отраслях бизнеса, науки, экономики. Петербург тоже имеет свои приоритеты. <BR>Он не только "колыбель трех революций", а и генератор многих идей и свершений, определивших развитие ХХ века. <BR>Приоритет петербургских изобретателей и ученых зафиксирован в лучшем случае на страницах исторических книг. Тогда как даже маленькая Норвегия заботится о том, чтобы мир знал, кто дал миру сырорезку, ставя особое клеймо на каждый такой предмет. <BR><BR><B>Рождено в Петербурге, внедрено на Западе</B><BR>Мечта о ледокольном флоте, как мечта о крыльях, была присуща Петербургу всегда. Первые попытки учреждения "Общества для заведения двойных паромных переходов с ледокольно-пильным механизмом" осуществлены еще в 1836 г., когда в Европе о ледоколах никто не помышлял. Правда, первые попытки успехом не увенчались.<BR>Тем не менее первый в мире ледокол построен именно в Петербурге, точнее - в Кронштадте. Кронштадтский купец и судовладелец Михаил Бритнев в 1864 г. на свой страх и риск перестроил в ледокол свой буксир "Пайлот" - по чертежам неизвестного изобретателя.<BR>Для этого носовая часть буксира была сделана прочной и округлой, чтобы судно могло вползать на лед и крушить его своей тяжестью. Длина этого ледокола составляла 20 м, мощность двигателя - 85 л.с. Ледокол хозяину понравился и он вскоре построил новый ледокол - "Бой". Однако практического применения ледоколы в хозяйстве кронштадтского купца не нашли, и Михаил Бритнев продал чертежи своего судна немцам - за 300 руб. По этим чертежам в Гамбурге в 1871 г. был построен первый немецкий ледокол.<BR>Торговцы и купцы не часто интересовались изобретениями русских самородков. В начале ХХ в. они активно искали и внедряли новшества, которые увеличивали производственные мощности. Так, торговец а затем промышленник Яков Айваз приобрел в собственность патент Г. Куркевича на папиросно-набивные машины и стал выпускать их на своем машиностроительном заводе. <BR>В 1911 г. завод Айваза преобразован в акционерное общество, в 1913 г. на заводе создано отделение электрических ламп, впоследствии известное как объединение "Светлана".<BR><BR><B>Некоторые изобретения петербургских ученых и техников</B><BR>Все убеждены, что телевидение - это достижение Америки. Тем не менее первое в мире телевизионное изображение было получено в Петербурге - 9 мая 1911 г. В этот день профессор Технологического института Борис Розинг, один из крупнейших физиков мира, продемонстрировал, как происходит прием простейших геометрических фигур с помощью изобретенной им электронно-лучевой трубки. Патент на способ "электрической телескопии" N№18076 был выдан Розингу за 3 года до этого - в 1907 г.<BR>До сих пор идут теоретические споры о том, кто и когда изобрел радио. Тем не менее факт первого в мире сеанса радиосвязи неоспорим. А произошло это опять-таки в Петербурге, 25 апреля 1895 г., когда Александр Попов продемонстрировал свою приемную радиостанцию. Через год он осуществил передачу первой в мире радиограммы на расстояние 250 м.<BR>Первый в мире оптический прицел был изобретен Андреем Нартовым в XVIII столетии.<BR>Гальванопластика как отрасль индустрии родилась в Петербурге - в 1836 г. Изобретатель - российский физик, выходец из Германии Борис Якоби. Он же создал первый электродвигатель в 1834 г. Первый корабль с электродвигателем прошел по Неве, а не по Темзе или Сене, в 1838 г. Этот факт был отмечен только самим изобретателем Борисом Якоби, который гордился приоритетом России.<BR>Порошковая металлургия родилась на берегах Невы усилиями П. Соболевского и В. Любарского в 1826 г.<BR>Первый в мире изолированный кабель для первой в мире подводной телеграфной линии Петербург - Кронштадт проложен в 1837 году П. Шиллигсом.<BR>В Петербурге появилась первая в мире электрическая лампочка накаливания, изобретенная Александром Лодыгиным в 1872 году. Фанера - О. Костовичем в 1881 г. Дуговая сварка металлов - Н. Бенардосом в 1886 г.