00:0024 апреля 200000:00
14просмотров
00:0024 апреля 2000
Заплатив деньги и прождав обещанного товара месяц, заказчик знакомой дорогой отправился в офис партнера. Там его уже ждали.
<BR><BR>Заплатив деньги и прождав обещанного товара месяц, заказчик знакомой дорогой отправился в офис партнера. Там его уже ждали.<BR>Но не респектабельный менеджер, стильная мебель и дорогая оргтехника, как в первый раз. Бизнесмен увидел лишь голые стены и полтора десятка угрюмых людей - его же коллег по несчастью, ловко "кинутых" "деловым партнером". <BR>Стремление обезопасить себя от мошенников под личиной деловых партнеров стимулирует фирмы творчески подходить к сотрудничеству и не скупиться на юристов и информацию. Даже такие факторы, как дружба руководителей, подробный договор и условия предоплаты, не всегда являются гарантией от мошенничества. <BR>Главный консультант Агентства исследований и предотвращения мошенничества Игорь Чумарин рассказал, что многие проблемы упираются в юридическую проработку договоров, особенно в части, касающейся размера и механизма получения будущей прибыли. Причем формально такие договоры считаются правильными, и обращения за справедливостью в суд ни к чему не приводят. "В одном из договоров о совместной инвестиционной деятельности двух компаний механизм получения прибыли одной из сторон - доля с оборота или с прибыли - был непонятен, а эти цифры разнятся минимум на два порядка, - приводит пример Сергей Чумарин. - Это вина юриста, который не смог или не захотел действовать на благо фирмы". <BR><BR><B>Контрольный звонок</B><BR>"Даже при юридически выверенных документах почти всегда остается большая доля риска, - уверен заместитель генерального директора ИКФ "Альт" Дмитрий Сироткин. - Один из факторов успеха совместного проекта - уверенность, что партнеры понимают друг друга, и содержание бизнеса. Когда финансовый или торговый бизнес инвестирует в производство, проекты распадаются, потому что логика коммерческого бизнеса вступает в противоречие с логикой промышленного".<BR>Может оказаться в убытке и фирма, принимавшая предоплату. Правда, в таких случаях, как правило, вторая сторона ни при чем: действует "третье лицо". "Совсем недавно нам нужно было закупить товар у одной московской фирмы, - рассказывает советник по информационно-экономической безопасности компании "Малтифарм" Радий Кыткин. - Проверили договор, расчетный счет - все в порядке. Но так как переговоры велись не с собственником, а с имеющим доверенность, для контроля позвонили главному бухгалтеру той фирмы. Выяснилось, что ведший с нами переговоры человек никогда там не работал. А вскоре мы узнали, что он таким образом все-таки "кинул" и организацию-плательщика, и поставщика товара".<BR><BR><B>Нет веры доверенности</B><BR>"Сделки, заключаемые по доверенности, представляют собой большой простор для злоупотреблений, даже если бумага заверена нотариально", - предупреждает юрист юридической фирмы SHH Карина Чичканова. По словам Карины Чичкановой, иностранные клиенты исключительно осторожны: "Между решением сторон о сделке и ее заключением проходит не менее 2-3 месяцев. За это время проверяются все корпоративные документы будущего партнера, проводится юридический, а иногда и финансовый аудит". Юристам часто приходится объяснять им и особенности "местной практики". "Наиболее частые иски - о правах собственности, - говорит юрист SHH. - Любой документ можно оспорить в суде, и при сделках с недвижимостью мы объясняем клиентам, что свидетельство ГБР не может давать полной гарантии от претензий третьих лиц".<BR><BR><B>Сбор информации</B><BR>Сбор сведений о потенциальном партнере считается одним из эффективных способов профилактики мошенничества. "90% информации находится в открытом доступе, нужно только уметь ее подобрать, - поделился Радий Кыткин. - Если же речь идет о крупной сумме, лучше воспользоваться услугами организации, имеющей более мощный потенциал". <BR>"Сейчас мы получаем около 70 заказов в месяц от иностранных фирм о предоставлении бизнес-справки о российском партнере (5 лет назад это число составляло 15-20), - говорит Алла Винник, директор компании Dun&Bradstreet - Nord. - Растет и число компаний, специализирующихся на оказании информационных услуг".<BR>Используют не только легальные способы сбора информации: шпионаж, внедрение сотрудника на "заказанную" фирму. "Спрос на инсайдерские сведения остается высоким, поскольку российские фирмы не отличаются информационной открытостью, - говорит Дмитрий Сироткин. - Помимо подбора материала из открытых источников, они специализируются на сборе конфиденциальных сведений".<BR>Многие компании содержат собственные информационные службы. Однако в рекрутинговых агентствах заказы на специалистов по информационной безопасности относят к числу уникальных. "У нас было всего две такие заявки, - вспоминает генеральный директор ЗАО "БизнесЛинк Персонал" Дина Кожназарова. - Хотя мы на всякий случай держим в базе данных файл с кандидатами на такую работу, там всего 10 человек. Но о востребованности специалистов по безопасности судить по рекрутинговым агентствам трудно. Компании предпочитают решать такие вопросы самостоятельно".<BR><BR><B>Форс-мажор</B><BR>"Среди способов предупреждения обмана путем сбора информации или перепроверки предоставленных партнером сведений каких-то ноу-хау нет, однако успех зависит от настойчивости и систематичности их применения, - продолжает Радий Кыткин. - Но проколы неизбежны даже с партнером, имеющим хорошую деловую репутацию, так как условия существования коммерческих организаций на рынке зависят и от действий административных, надзорных органов, преступных группировок, изменений в законодательстве. Если более 70% объема продаж фирмы приходится за счет поставок с отсрочкой платежа - финансовые потери для нее неизбежны. Но они не должны быть больше 10% от годовой нормы прибыли, и часто эта сумма заранее закладывается в бюджет. Бывает, что фирма, предчувствуя финансовый крах, уводит активы. В законном порядке взыскать с нее в таком случае нечего".