00:0017 апреля 200000:00
15просмотров
00:0017 апреля 2000
Руководители государственных учреждений и государственных унитарных предприятий (ГУП) Петербурга заключат с собственником новые контракты.
<BR><BR>Руководители государственных учреждений и государственных унитарных предприятий (ГУП) Петербурга заключат с собственником новые контракты.<BR>В новых документах гораздо подробнее, чем раньше, прописаны обязательства менеджеров перед собственником: город жестко настроен усилить контроль за их деятельностью и ужесточить их ответственность. Два новых распоряжения КУГИ Петербурга - о примерной форме уставов госучреждений и ГУП, а также о форме контракта с их руководителями - касаются деятельности порядка 2000 предприятий и организаций, чье имущество находится в собственности города. <BR>"Уставное" распоряжение затрагивает только те учреждения, которые создаются, реорганизуются либо собираются вносить изменения в свой устав: в этих случаях они обязаны привести устав в соответствие с предлагаемой формой. Контрактная же кампания будет более широкой, чем изменение учредительных документов: новые контракты должны будут заключить все топ-менеджеры госпредприятий и госучреждений.<BR>Контракт предусматривает, в частности, составление и утверждение у собственника бизнес-планов, а также предоставление всей необходимой информации о финансово-хозяйственной деятельности. "Те обязанности руководителей, которые закреплены в новой форме контракта, связаны с нашими управленческими задачами, - говорит заместитель начальника Управления обоснования распоряжения госимуществом КУГИ Дмитрий Куракин. - В отсутствие информации все наши управленческие усилия бессмысленны. <BR>Сейчас мы эту информацию получаем эпизодически, собираем из разных источников, когда возникает проблема или срочная необходимость принять какое-то управленческое решение. Теперь подход полностью меняется: всю информацию будет предоставлять сама организация".<BR>Этот подход, осуществляемый в рамках реализации концепции управления государственными предприятиями и учреждениями, призван, по словам Дмитрия Куракина, усилить активность позиции собственника по отношению к принадлежащим ему компаниям. "Противоположная ситуация приводит к тому, что некоторые директора госпредприятий фактически становятся частными собственниками имущества, полученного без всякой приватизации, и никому не подвластными и не подотчетными. Такие ситуации де-факто существуют, и эту практику надо полностью ломать". В связи с этим расширяется спектр пунктов, по которым руководитель госпредприятия может быть привлечен к ответственности либо уволен.<BR><BR><B>Основной мотив</B><BR>Чуть раньше, в середине февраля, вышли федеральные документы Министерства государственного имущества, касающиеся типовых форм уставов и контрактов с руководителями госпредприятий федеральной собственности. "С нашими они совпадают концептуально, но в деталях различаются", - пояснил Дмитрий Куракин. Одно из отличий - местные документы предусматривают составление бизнес-планов; кроме того, федеральные распоряжения касаются деятельности только госпредприятий, но не госучреждений.<BR>"Со мной уже заключен контракт по новой форме, еще до официального опубликования распоряжения, - рассказал Виталий Шибанов, директор ГУП "Рубин", находящегося в ведении российского агентства по системным управлениям. - Каких-то принципиальных изменений, касающихся прав и обязанностей руководителя, в нем нет. Интересна материальная сторона: если раньше зарплата руководителя рассчитывалась от минимального заработка основного работника, то сейчас - от среднего заработка по предприятию".<BR>Что касается оплаты труда руководителей петербургских государственных предприятий, то она до сих пор рассчитывается на основе численности работников, в зависимости от которой оклад директора колеблется от 20 до 27 МРОТ. "На мой взгляд, эти распоряжения надо менять, они просто морально устарели, - комментирует Дмитрий Куракин. - Но в примерных формах контракта мы методики расчетов вознаграждения руководителей не касались в принципе".<BR>Сроки заключения контрактов новой формы не оговорены. Предполагается, что директора госпредприятий и учреждений сами проявят инициативу и перезаключат новый контракт, до истечения срока действия старого. Вновь назначаемые руководители "оформляют отношения" уже по новой форме.<BR><BR><B>Невнятные обязательства</B><BR>Виталий Королев, исполнительный директор Бизнес-фонда "Квалитет", считает, что увеличение обязанностей руководителя говорит об усилении контроля со стороны собственника за деятельностью менеджеров. "Однако об обязательствах собственника перед менеджером сказано лишь вскользь. Это свидетельствует о том, что собственник по-прежнему не берет на себя внятных обязательств по отношению к организации и ее менеджеру. В первую очередь это относится к порядку утверждения планов и отчетов, оценки работы руководителя. Из документов создается впечатление, что собственник считает, будто его миссия завершена созданием учреждения, а дальше остается только "оказывать содействие руководителю". <BR>В разделе, касающемся управления учреждением, указано, что оно осуществляется в том числе в соответствии с предписаниями собственника. Но в документах нигде не указано, что понимается под словом "предписание": приказы ли администрации или что-либо другое и в какой мере это предписание может быть вмешательством в оперативную деятельность менеджера. Наличие этого пункта оставляет повод для возникновения определенных конфликтов, - уверен Виталий Королев. - Собственник - даже если это собственник госучреждения - не должен себе позволять злоупотреблять вмешательством в оперативную деятельность. Ничего не сказано также об обязательствах собственника в утверждении планов организации, принятии, рассмотрении и оценке отчетов. А поскольку, как явствует из тех же документов, жестких обязательств по финансированию и иных обязанностей собственника администрация на себя не берет, возникает опасность, что она не очень рьяно будет относиться к своим управленческим обязательствам собственника".