Промышленников Петербурга знал весь мир

Рост объемов промышленного производства в Петербурге начала века был значительно выше, чем в других городах Европы и мира. В 1908 г. ежегодный прирост составил 37%, в 1908-1913 гг. объем производства прирастал в среднем за год на 61%.

<BR><BR>Рост объемов промышленного производства в Петербурге начала века был значительно выше, чем в других городах Европы и мира. В 1908 г. ежегодный прирост составил 37%, в 1908-1913 гг. объем производства прирастал в среднем за год на 61%.<BR>На Всемирных выставках, которые регулярно проводились в 1851-1913 гг., продукция петербургских предприятий всегда получала самую высокую оценку. Если в XIX веке это традиционно были текстильные и кожевенные изделия, то в начале ХХ века на выставках появилась продукция тяжелого и среднего машиностроения. Например, высоко были оценены паровозы Путиловского (ныне Кировского) завода. <BR>Особо отличившиеся промышленники получили право изображения государственного герба России "за содействие в деле процветания" образования и культуры в России. В их числе были и предприятия Нобелей.<BR><BR><B>Родина динамита и дизеля</B><BR>Шведские предприниматели Нобели имели свой бизнес в Петербурге с 1837 г., когда отец знаменитого изобретателя динамита Эмануэль Нобель основал предприятие - Механический завод братьев Нобелей (впоследствии завод "Русский дизель"), выпускавший оборудование для военно-морского ведомства. После Крымской войны 1855-1856 гг. семья разделилась на две ветви. Альфред Нобель (1838-1896 гг.) в Швеции благодаря своим изобретениям составил капитал в 30 тыс. шведских крон. В 1895 г. он учредил Нобелевскую премию на проценты с этого капитала. <BR>Братья Роберт и Людвиг остались в Петербурге. В конце 70-х годов Нобели побывали на Кавказе и основали Товарищество нефтяного производства "Братья Нобель" ("Бранобель"). После смерти Людвига Нобеля Товарищество возглавил его сын Эмануэль, а Механический завод - Карл.<BR>Поскольку капитал братьев Нобилей был вложен не только в промышленность, но и в нефтяное производство, их заинтересовал двигатель Рудольфа Дизеля. На заводе братьев Нобелей, в Петербурге, изобретение Дизеля было переведено на дешевую нефть вместо дорогого керосина. Это позволило поставить выпуск дизелей на промышленную основу. В 1903 г. по Неве прошел первый в мире теплоход - судно "Вандал" без привычных труб и гребного колеса. С 1900 до 1912 г. завод Нобеля выпустил 540 двигателей, оснастив ими 145 фабрик и заводов, 200 электростанций, 87 судов. <BR><BR><B>Не только о своем капитале</B><BR>В Петербурге Нобелями были учреждены Народный дом и школа для детей рабочих на 200 мест, образованы специальные капиталы для обеспечения служащих, а также выдачи стипендий для образования их детей. Под Баку был построен поселок для рабочих "Вилла Петролеа" из 11 домов. Нобели содержали жилые дома, общежития, больницы, аптеки, библиотеки, столовые, школы.<BR>Как и многие промышленники Петербурга, Нобели были активными участниками общественной и политической жизни. Петербургское общество заводчиков и фабрикантов объединяло практически всех владельцев крупных компаний. Первым его председателем (1906-1911 гг.) был Станислав Глезмер, а с 1912 г. - Эмануэль Нобель.<BR>Глезмер входил в руководящие органы компании "Воронин И.А., Лютш и Чешер" (самое крупное акционерное общество в сфере текстильного бизнеса СПб) и Русского общества электрических дорог и электрического освещения. В 1905 г. Станислав Глезмер подарил Русскому техническому обществу особняк в Екатерингофском парке (стоимостью около 100 тыс. руб.), в котором располагалась трехклассная профессиональная школа для детей рабочих.<BR>Эмануэль Нобель и Станислав Глезмер участвовали в создании партии "Союз 17 октября". Эта парламентская партия объединяла 77 тыс. представителей крупного капитала и выступала за утверждение в России "национальной модели капитализма". В 3-й Государственной думе (1907-1912 гг.) партия получила наибольшее количество мест. <BR><BR>Крупные промышленные предприятия Петербурга, как правило, носили имена своих хозяев: Обуховский, Путиловский заводы, Механический завод братьев Нобелей (впоследствии завод "Русский дизель"), Завод Генриха Лесснера (впоследствии объединение им. Карла Маркса). <BR>В 1913 г. на 1012 крупных промышленных предприятиях работало 242 тыс. человек.