Петербургские маркеты ожидают нашествия варягов

Реальное движение в создании крупных торгово-разлекательных комплексов может начаться после прихода в город международных операторов.

<BR><BR>Реальное движение в создании крупных торгово-разлекательных комплексов может начаться после прихода в город международных операторов. <BR>В Петербурге около 3,2 млн м2 торговых помещений, из которых не более 400.000 м2 могут позиционироваться как близкие к европейским стандартам. Это либо заново построенные в 90-х годах торговые центры ("Балканский", "Мегамарт", "Максидом"), либо подвергнутые реконструкции универмаги ("Московский", "Фрунзенский", частично "Большой Гостиный двор"). Более 2 млн м2, пригодных под торговое использование, находятся в муниципальной собственности и предлагаются в аренду по специально рассчитанным ставкам, которые в среднем на 10-30% ниже, чем ставки вторичного рынка. Несмотря на то что муниципалитет в лице КУГИ является самым крупным игроком на рынке коммерческой недвижимости, условия там диктуют частные собственники и компании-девелоперы. Аварийное состояние большей части городских помещений и непредсказуемость арендной политики не позволяют городу на равных конкурировать с частным сектором.<BR>Сложившаяся практика показывает, что торговый оператор готов отдавать от 3 до 10% своего оборота в качестве арендной платы за используемое помещение при средних наценках на реализуемую продукцию в 10-35%. Таким образом, объем рынка аренды торговых помещений оценивается в $300-400 млн в год, что составляет около 80% этого рынка. Cтавки аренды за приличные магазины варьируются от $100/м2 в год в отдаленных городских районах до $1400/м2 за хорошо расположенные и отремонтированные помещения на Невском проспекте. Стабильный спрос на аренду существует со стороны компаний, не способных оплатить покупку магазина в собственность, а также со стороны быстро развивающихся локальных сетей, стратегия которых заключается в минимизации капитальных вложений через отказ от приобретения магазинов.<BR><BR><B>Покупатели</B><BR>В прошлом году петербуржцы, по официальным данным, потратили на покупку товаров $2,7 млрд. Важно отметить, что далеко не все денежные потоки отражаются в фискальной отчетности. По некоторым оценкам, неучтенные доходы и расходы населения сравнимы или даже превосходят по величине официальные данные. При скромной оценке "серых" доходов в 50 -100% от "белых" емкость рынка продовольственных и непродовольственных товаров Петербурга примерно на уровне товарооборота в $3-4 млрд в год.<BR>Две трети этой суммы потрачено на покупку товаров продовольственного ассортимента. Предпочтения покупателей в большей степени зависят от уровня цен, нежели от качества обслуживания и товара. Поэтому рынки, предлагающие цены на 10-15% ниже, чем другие торговые предприятия, оттягивают на себя 60% продаж. <BR>Ценовое преимущество рынков перед "цивилизованными" формами торговли объясняется невозможностью обеспечить адекватный контроль за налогообложением и качеством товара. Но, как только ценовой разрыв будет уменьшен до 3-5%, рынки теряют свое преимущество. Победе гипермаркетов в конкурентной борьбе с рынками будет способствовать неизбежный рост самоуважения покупателя и постепенное ужесточение налогового и таможенного контроля.<BR><BR><B>Инвестиции </B><BR>За последние 10 лет торговля в Петербурге развивалась как по пути приватизации существующих объектов, так и через устройство новых торговых рынков и строительство торговых комплексов. Инициаторами почти всегда выступали местные девелоперы, строительство велось за счет собственных средств либо по долевой схеме. <BR>Несмотря на значительное отставание от Москвы по численности населения и объему товарооборота, Петербург опережает столицу по факторам финансовой стабильности, наличия дешевых и образованных трудовых ресурсов и по ряду других позиций. Если в Москве уровень душевого дохода в 4 раза превышает среднероссийский, то в Петербурге - только в 1,5 раза. Принципиальным отличием Петербурга от Москвы является полное отсутствие в нашем городе проектов девелопмента современных торговых центров с участием иностранного капитала. Поэтому он обладает огромным потенциалом для выгодного вложения иностранных инвестиций в сектор строительства новых торговых комплексов. <BR>Исследование предоставлено консалтинговой компанией ЗАО "Гамма Капитал"<BR><BR><B>Запад не дремлет</B><BR>В Москве создаются целые сети глобальных торговых объектов, объединенных одним брэндом. Например, часть московского торгового рынка уже захвачена сетью гипермаркетов "Рамстор". Сейчас в Москве действует четыре объекта сети "Рамстор", из которых два крупных и два очень крупных. На трех пятнах под застройку ведутся работы, к концу года магазины должны открыться. ЗАО "Рамэнка" (компания со 100%-ным турецким капиталом - владелец сети "Рамстор") действует чрезвычайно оперативно. Согласование проекта занимает 3 месяца, строительство ведется параллельно с проектированием. В результате через 9 месяцев объект уже принимает первых покупателей. В ЗАО "Рамэнка" сообщили, что за предстоящие 3 года в столице планируется довести число фирменных маркетов до 20 - 4 глобальных и 16 крупных. Сколько "Рамсторов" будет за это время открыто в Петербурге, выяснить не удалось, поскольку пока "ведутся переговоры". Петербург обладает огромным потенциалом для выгодного вложения иностранных инвестиций в сектор строительства новых торговых комплексов. Это объясняется довольно высокой покупательской способностью населения города, которая на деле почти в 2 раза превышает официальные статистические данные. Кроме того, выросли требования к сервисному обслуживанию среди тех покупателей, которые побывали в гипермаркетах мирового уровня. (Р.Р.)