Перспективы развития розничной торговли в Петербурге

Какие бы легенды ни ходили о торговле до и после советских времен, специалисты розничной торговли осознают себя как общность, имеющая историю развития.

<BR><BR>Какие бы легенды ни ходили о торговле до и после советских времен, специалисты розничной торговли осознают себя как общность, имеющая историю развития. <BR>Большинство изменений, происходящих на предприятиях розничной торговли, происходит не потому, что им присуща внутренняя тенденция к изменениям, а именно потому, что их заставляет это делать окружающая среда.<BR>В следующем веке розничная торговля будет сильно отличаться от той, какой она была в конце этого. В этом проявляется динамичный характер. Возникнут новые потребности покупателей - появятся новые магазины и новые методы торговли, чтобы удовлетворить эти потребности. Некоторые формы и методы совсем отомрут. Большинство же форм и методов проявят стойкость и гибкость и, изменившись, приспособятся к потребностям завтрашнего дня.<BR><BR><B>Что имеем</B><BR>В Петербурге более 6500 розничных магазинов, 2/3 которых - малые магазины с площадью торгового зала до 100 м2 и около 60 крупных магазинов (универсамов). <BR>Политика администрации города, направленная на закрытие ларьков, приводит к тому, что их хозяева вкладывают деньги в стационарные магазины, в первую очередь небольшие. Средняя торговая площадь магазинов сокращается. Увеличивается количество магазинов с небольшим товарооборотом. В городе постоянно увеличивается количество магазинов, реализующих хлеб, овощи, бакалею. Продолжает увеличиваться количество магазинов, продающих товары для ремонта, строительства. Сокращается количество магазинов, торгующих аудио-, видеотехникой, электробытовыми товарами.<BR>Распределение магазинов в городе крайне неравномерно, 1/3 находятся в Центральном и Адмиралтейском районах, в "спальных" районах магазинов пока не хватает.<BR>Технологии торговли в крупных торговых предприятиях остались почти без изменений. Многие руководители не понимают, что в розничной торговле главным является максимально возможный товарооборот. Поэтому основными проблемами остаются низкий товарооборот и высокие постоянные затраты (налоги, энергия, вода, аренда и т.д.). Немногие магазины используют даже простые элементы стимулирования спроса, не говоря уже о новизне.<BR>Розничную торговлю, как и большинство других отраслей, ожидает будущее, которое нельзя назвать радужным. Скажется действие и бюрократических факторов, появится и целый ряд трудностей.<BR>Уже сегодня стационарная розничная торговля переживает не лучшие времена. 1/3 магазинов закончили год с убытками. Уровень рентабельности за последние 5 лет снизился с 10% до 1%.<BR>Острейшей проблемой остается недостаток в торговле собственных оборотных средств. Особенно это сказывается на взаимоотношениях с отечественными товаропроизводителями, не имеющими возможности отпускать товары на реализацию. Магазины сегодня по статистике имеют в среднем лишь около 10% средств вместо 50%, стандартно рекомендуемых от запаса товаров. Поэтому увеличение оборотного капитала за счет прибыли, заемных средств является важнейшей задачей предприятий розничной торговли.<BR><BR><B>Универсальность и специализация</B><BR>Будущее розничной торговли зависит от стремления и способности нашего общества решить важнейшие социальные и экономические проблемы, которые перед нами стоят. Розничная торговля функционирует в среде, определяемой социально-экономической структурой общества. Начинает постепенно увеличиваться доля универсальных продовольственных магазинов.<BR>Широта и глубина ассортимента розничных магазинов останутся примерно на нынешнем уровне, увеличение планируется только через несколько лет, в зависимости от экономической обстановки. Можно ожидать увеличения объема реализации в расчете на единицу торговой площади. Это увеличение будет достигнуто более широким внедрением метода самообслуживания и повышением плотности выкладки товаров. Повышение съема выручки с единицы площади повлияет и на планировку магазина, на оснащение торговым оборудованием и инвентарем, методы предотвращения хищений.<BR>Продолжается тенденция увеличения количества товаров в стандартной и унифицированной упаковке. Розничная торговля начинает увеличивать площади под выкладки, выставки, демонстрации и т.д., большое внимание уделяется гибкому использованию торговой площади.<BR><BR><B>Конкуренция нарастает</B><BR>Конкурентная борьба в розничной торговле начнет дальше обостряться. На рынке появляются новые и агрессивные конкуренты, появляются товары-конкуренты. Давление конкуренции, скорее всего, станет постоянной ситуацией, в которой функционирует магазин.<BR>Большое влияние на рынок розничных продаж оказывают оптовые, мелкооптовые, вещевые рынки. По данным Комитета по потребительскому рынку администрации Петербурга, в городе действуют 83 рынка и торговых зон, 329 торговых комплексов. Они дают 30- 40% всего розничного товарооборота.<BR>В отличие от предприятий стационарной торговли (магазинов), розничные и мелкооптовые рынки развиваются по своему сценарию, который диктуется массовым уходом от налогов (до сих пор на рынках торгуют без кассовых аппаратов). <BR>Возможны следующие варианты развития событий в городе:<BR>1. Рынки будут закрывать (на данный момент невозможно);<BR>2. Начнут "выколачивать" налоги с рынков силовыми методами (прецеденты есть, но результат - не всегда);<BR>3. Власти в очередной раз закроют глаза и оставят все как есть.<BR>Стационарная торговля пока менее конкурентна по отношению к розничным и мелкооптовым рынкам. Цены в магазинах растут быстрее, и это вызывает отток покупателей. Очевидно, что наиболее малообеспеченные слои населения перестают посещать розничные магазины вообще.<BR>Но драматизировать ситуацию не следует - доля покупателей, которые нормально переносят повышение цен в магазинах, достаточно велика. Люди готовы платить за обслуживание, удобство и т.д.<BR>Весь вопрос в том, насколько велико это количество покупателей. Существует насущная необходимость поставить магазинную и розничную торговлю в равные условия.<BR><BR><B>Магазины будущего</B><BR>Общей тенденцией развития является формирование на базе рынков новых мегамаркетов (подробно об этом см. стр. 16 и 18). Для этого есть предпосылки: не удовлетворенный еще спрос покупателей, спрос торговцев, девелоперы, свободные площади и участки земли. Отрицательными чертами развития являются низкая покупательная способность, и, соответственно, падение спроса (хотя он не удовлетворен).<BR>Отправными точками для выживания и развития являются:<BR>формирование общего розничного предложения;<BR>товарная специализация;<BR>мерчендайзинг;<BR>ориентация на определенные группы клиентов;<BR>активные формы продаж;<BR>необычные способы торговли;<BR>стимулирование сбыта;<BR>формирование определенного порядка закупки, доставки, хранения (логистика);<BR>дополнительные услуги и т.д.<BR>Все более важную роль на рынке начинают играть разные формы тематического предложения товаров и в том числе немагазинная торговля (торговые агенты, сети, электронная торговля и т.д.).<BR>Крупные магазины будут бороться за рынок как в "спальных", так и в центральных районах. Большинство магазинов будет стремиться акцентировать такие аспекты образа магазина, как высокое качество товаров, внимательное обслуживание, привлекательный интерьер. Ведь покупка товара должна быть не только необходимым, но и приятным делом. Это будет усиленно культивироваться, посещение магазина должно стать удовольствием.<BR>Будет продолжаться расслоение и дифференциация рынков и, соответственно, усиливаться стремление к дифференциации образа. Каждый магазин будет пытаться сформировать образ, привлекательный для его целевого рынка.<BR>Розничная торговля и в прошлом демонстрировала стойкость, пластичность, умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Теперь она должна иметь определенную политику, стратегию и в то же время быстроту и адекватную реакцию на происходящие события: каждый день ставит новые проблемы.