00:0020 марта 200000:00
19просмотров
00:0020 марта 2000
Органы местного самоуправления Петербурга пока небогаты. Но муниципальные бюджеты медленно, но верно увеличиваются. Местная власть вскоре может стать серьезным заказчиком и работодателем.
<BR><BR>Органы местного самоуправления Петербурга пока небогаты. Но муниципальные бюджеты медленно, но верно увеличиваются. Местная власть вскоре может стать серьезным заказчиком и работодателем. <BR>По сведениям Комитета финансов города доходы муниципальных советов Петербурга в 1999 году колебались от 15 тыс. рублей (поселок Серово, что в Курортном районе) до 24 млн рублей в Муниципальном округе №79 Центрального района. <BR><BR><B>Богатые, бедные и нищие </B><BR>Средний показатель доходной части бюджетов муниципальных образований (м.о.) составил 6,5 млн рублей. Тем муниципальным советам, кому не удалось наполнить свой бюджет до 392.342 рублей, выделяются деньги из городской казны. <BR>За 2 года работы местного самоуправления Петербурга среди 111 муниципальных округов сложился свой "табель о рангах". Муниципалитеты разделились на три категории: "богатые", "бедные" и "очень бедные". К категории "богатых" относятся м.о. центральных районов. В разряде "бедных" - муниципалитеты "спальных" районов. К последней категории относятся м.о. загородных территорий, хотя есть и исключения - муниципалитеты Пушкина и Сестрорецка. <BR>Бюджеты м.о. в центре Петербурга в среднем в 10-15 раз больше, чем в окраинных муниципалитетах. <BR>Причины неравенства - в числе налогоплательщиков, зарегистрированных и ведущих предпринимательскую деятельность на территории м.о. Юридические лица приносят львиную долю денег в бюджет: это торговые точки, предприятия, организации. В центральных районах таких на единицу площади больше, чем на периферии. <BR>Неравенство заставляет представителей бедных м.о. говорить о пересмотре порядка финансирования муниципальной власти. Предложений много, например, создать общий муниципальный фонд, в который более богатые ОМС отчисляли бы средства на деятельность бедных муниципалитетов. В качестве иллюстрации: общий профицит 52 благополучных муниципалитетов в 1999 году составил 328 млн рублей. Общий дефицит 59 бедных муниципалитетов - 74 млн рублей.<BR> Естественно, что представители богатых м.о. не соглашаются с тем, чтобы "взять все и поделить", и предлагают изыскивать средства внутри самих бедных м.о. <BR><BR><B>Откуда деньги</B><BR>Основная часть доходов бюджета любого м.о. формируется за счет перечня налоговых источников, которые определены Законодательным собранием Петербурга (ЗС). В 1998 году ЗС определило восемь доходных источников по основным предметам ведения. На 2000 год эта цифра значительно увеличена депутатами (см. таблицу). Главными доходными источниками для м.о. остались налог с продаж и земельный налог, которые составляют 70-80% доходов бюджета. В 1999 году ЗС Петербурга установило для м.о. налог с продаж в размере 0,15%. Но в 2000 году этот налог был увеличен до 0,4%. Доля торгового налога в бюджете м.о. зависит от того, насколько на территории м.о. развита торговая сеть, а деятельность торговых точек и предпринимателей контролируется. Если торговля на территории м.о. оставляет желать лучшего, а учет за коммерческой деятельностью отсутствует, то доходная часть бюджета будет зависеть от другого основного налога - земельного. <BR>Крупный налогоплательщик, находящийся на территории муниципального округа, может сделать бюджетный кошелек совета много толще. Однако поправка, принятая Госдумой прошлого созыва к федеральному Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", позволяет исполнительной власти Москвы и Петербурга изменять процент земельного налога. В итоге пивзавод "Балтика", расположенный на территории м.о. №16, платит 50% от суммы общего земельного налога в муниципальный бюджет вместо 60%, согласно федеральному закону.<BR><BR><B>Муниципальный бизнес</B><BR>По словам Нины Шубиной, председателя Комитета администрации Петербурга по взаимодействию с органами местного самоуправления, доходная часть бюджета м.о. полностью зависит от него самого. Местное самоуправление имеет возможность зарабатывать деньги. <BR>В Муниципальном округе №8, например, создано муниципальное учреждение "Служба по благоустройству". Оно выполняет заказы м.о., что для муниципалитета значительно дешевле, чем если бы совет обратился к коммерческой фирме. Муниципальное учреждение фактически повторяет судьбу советских предприятий: наемный директор, невозможность самостоятельного распоряжения прибылью, полный контроль со стороны муниципального совета. Правда, муниципальное учреждение может на коммерческих условиях выполнять заказы соседних муниципальных образований и вообще работать на стороне. По словам председателя м.о. №8 Андрея Борисова, муниципальное учреждение приносит небольшой доход и то только потому, что НДС муниципальному учреждению платить не приходится, если оно работает на свой муниципалитет. В ближайшее время Андрей Борисов планирует открыть еще и социальный магазин.<BR>М.о. №12 "Сампсониевское" организовало себе муниципальное предприятие. Эта форма муниципального бизнеса более коммерциализирована: предприятие отличается от частной фирмы только тем, что учредителем его является муниципальный совет. Но, по словам представителей совета, прибыль от его деятельности равна нулю. Причину низкой эффективности муниципального бизнеса все опрошенные "ДП" видят в том, что муниципальное хозяйство находится в начальной стадии формирования.<BR> В м.о. №14 создали муниципальное предприятие "Операции с недвижимостью". Его директор не смог отчитаться перед депутатами о результатах деятельности за полгода, и проект закрыли до лучших времен. <BR>В целом во всех 111 муниципалитетах создано 43 муниципальных предприятия и учреждения. Депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что создание хозяйственных структур при муниципалитетах нецелесообразно: при слабой муниципальной власти такие предприятия, как правило, наделяются большими правами и возможностями, чем коммерческие фирмы, расположенные на территории муниципалитета. Это приводит к нарушению антимонопольного законодательства.<BR><BR><B>Два в одном</B><BR>Многие депутаты МС сами являются владельцами коммерческих структур и используют бюджеты муниципалитетов в своем бизнесе. Формально депутат не имеет права работать в другой организации, если он получает в муниципалитете зарплату. Но предприниматели, став депутатами, трудятся в муниципалитете на общественных началах и продолжают коммерческую деятельность, активно используя полномочия муниципалитетов. Это является основной причиной того, почему предприниматели активно пытаются проникать в муниципальные органы власти. Александр Нешитов, председатель муниципального совета №17 "Шувалово-Озерки", является и директором ООО "БАСК", которое контролирует Выборгский рынок.<BR><BR><B>Дорога во власть </B><BR>Энергичные председатели МС, имеющие опыт управления коммерческими предприятиями, умеющие налаживать деловые отношения с государственными и коммерческими структурами округа, разворачивают бурную деятельность с привлечением стороннего бизнеса. Константин Койда, председатель муниципального совета №67 "Комендантский аэродром": "Со всеми предприятиями в нашем округе мы наладили хороший контакт. С их помощью мы решаем социальные вопросы. За прошлый год в виде спонсорской помощи общественные организации округа получили около 200 тыс. рублей. А бизнесмены легче преодолевают административные проблемы, но главное - получают муниципальные заказы. Например, ООО "Норд Хол" достались работы на 460 тыс. рублей". Контакты муниципалитетов с бизнесом выгодны обеим сторонам со многих точек зрения: местные вопросы, которые находятся в ведении м.о., например введение и отмена местных налогов, определение льгот по уплате налогов и сборов, представляют практический интерес для предпринимателей. В свою очередь, в предметах ведения м.о. есть перечень статей, обязательных для исполнения. Например, благоустройство территории округа. На этот предмет ведения в бюджете м.о. отводятся деньги. Исполнение бюджета дает возможность привлечения коммерческих структур для реализации муниципальных программ. <BR>В разных муниципалитетах получение заказов происходит по-разному - где-то совет м.о. объявляет тендер, где-то муниципальный заказ достается постоянному партнеру. Борьба за бюджетные деньги проходит часто в условиях жесткой конкуренции. Как правило, заказы получают те фирмы, которые берутся выполнить их за меньшую сумму.