00:0025 февраля 200000:00
29просмотров
00:0025 февраля 2000
Анатолий Цветов, юрист консалтинговой группы "Что делать Консалт".
<BR><BR> Анатолий Цветов, юрист консалтинговой группы "Что делать Консалт". <BR>- Какими полномочиями располагает государство для воздействия на предпринимателей, уклоняющихся от получения обязательной по закону лицензии? <BR>- Это уголовная ответственность за незаконное предпринимательство, то есть осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования (ст. 171 УК РФ). <BR>В случае, если это преступление причинило крупный ущерб извлечением дохода в крупном размере (более 200 МРОТ), оно подлежит наказанию штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.<BR>Данное преступление:<BR>- совершенное организованной группой;<BR>- сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (более 500 МРОТ);<BR>- совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, - <BR>наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.<BR>С точки зрения гражданского права, ответственность предпринимателя за незаконную деятельность без получения соответствующей лицензии сформулирована в ст. 61 и 173 ГК РФ. В соответствии со ст. 61 "Ликвидация юридического лица" ГК РФ, в этом случае юридическое лицо может быть ликвидировано решением суда, по иску компетентного государственного органа. <BR>Порядок применения ст. 173 "Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности" ГК РФ вызывает много вопросов, и даже судебная практика не всегда помогает найти надлежащие ответы. Указанная статья говорит о том, что "сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности". Как видим, возможная санкция, предусмотренная данной правовой нормой, - только решение суда о применении к сторонам по сделке последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ, а именно двойной реституции. Таким образом, вопреки распространенному в предпринимательской среде мнению, все полученное по сделке, совершенной юридическим лицом, не имеющим соответствующей лицензии, не может быть взыскано в доход государства. <BR>Так обстоит ситуация, в случае строгого следования государственными органами субъектов РФ нормам действующей Конституции РФ, а также федерального законодательства. Однако в последнее время получили распространение случаи местного нормотворчества, выходящего за законно установленные пределы. <BR>Как показывает практика, даже в случае очевидно незаконных действий властей по взысканию в доход государства всего полученного по сделке, совершенной юридическим лицом, не имеющим соответствующей лицензии, подкрепленных ссылкой на какой-либо местный закон или решение местных органов исполнительной власти, добиться законного разрешения конфликта предпринимателю бывает чрезвычайно затруднительно. Нередко в поисках справедливости приходится доходить до Верховного суда РФ.(О.Ш.)<BR><BR>Александр Ивлев, ведущий юрист ООО "Кадис". <BR>- Арендатор за свой счет отремонтировал арендуемое помещение. Может ли он отнести затраты на ремонт в зачет арендной платы?<BR>- Вопрос о том, за чей счет и кем должен производиться капитальный ремонт, может быть разрешен в самом договоре аренды. Общее правило предусматривает, что ремонт производится за счет арендодателя - КУГИ (ст. 616 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. <BR>В любых случаях арендатору не следует проводить капремонт без согласия КУГИ. Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 06.10.97 №1036-р утверждено "Положение о порядке согласования производства капитального ремонта и иных неотделимых улучшений арендуемых объектов нежилого фонда и зачета затрат на их проведение". Положением предусмотрено, что в случаях, предусмотренных договором аренды, капитальный ремонт объектов производится арендаторами за свой счет при условии получения письменного согласия КУГИ на проведение ремонта, и что затраты на капитальный ремонт объекта могут быть полностью или частично возмещены арендатору в течение срока действия договора аренды путем их зачета в счет подлежащей уплате арендной платы за объект. Если капремонт все же был арендатором произведен без согласия КУГИ, то для возмещения затрат на него придется доказать, что проведение капремонта вызвано недостатками сданного в аренду имущества (ст. 612 ГК РФ), которые препятствуют пользованию им, или что ремонт был вызван неотложной необходимостью (ст. 616 ГК РФ).(О.Ш.)