Законотворчество Думы началось с земли

В феврале Государственной думе (ГД) предстоит рассмотреть 36 законопроектов, из них 13 - первоочередные.

<BR><BR>В феврале Государственной думе (ГД) предстоит рассмотреть 36 законопроектов, из них 13 - первоочередные. <BR>Некоторые из них депутаты уже приняли в первом чтении. В частности, в их поле зрения попали земельные отношения, инвестиции в промышленность, родственники директоров предприятий, а также негосударственные образовательные учреждения.<BR><BR><B>Фермеров землеустраивают </B><BR>Госдума высказалась за усиление роли государства в управлении земельными ресурсами и отказала собственникам земли в расширении прав по распоряжению своими земельными участками.<BR>Законопроект "О землеустройстве", принятый ГД в первом чтении, был внесен Правительством РФ в октябре 1999 года. Он устанавливает правовые основы деятельности в области землеустройства, порядок проведения землеустройства, а также предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о землеустройстве. И косвенным образом регламентирует порядок оценки земельных участков. <BR>"За" проголосовали 294 депутата, "против" - 26, воздержались 2.<BR>Фактически закон наделяет полномочиями по регулированию земельных отношений все уровни исполнительной власти, вплоть до местного самоуправления. <BR>Именно это пугает фермеров. Признавая необходимость закона, частично закладывающего основы рыночной оценки земли, они опасаются, что решение о цене будет зависеть не от рынка, а от оценки земельных угодий чиновником. <BR>Президент ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов РФ Владимир Башмачников считает: "Это технический закон, и он нужен. Но решение о судьбе земельного участка не должно быть жестко связано с мнением чиновника". <BR>Закладывая правовые основы оборота земель, Госдума вернула в первое чтение и отклонила законопроект "Об особенностях реализации конституционных прав граждан на землю". Большинство депутатов не устроило то, что замечания и поправки к этому законопроекту в основном были направлены на расширение прав собственников земли, в частности - по распоряжению своими земельными участками. <BR><BR><B>Денежные потоки переориентируют</B><BR>Госдума приняла в первом чтении законопроект "Об инвестиционных фондах".<BR>В нем устанавливаются требования к деятельности акционерных и паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, а также в нем прописаны требования к их руководителям и специалистам. <BR>Законопроект содержит конкретные механизмы защиты прав инвесторов, устанавливает меры ответственности должностных лиц за нарушение инвестиционного процесса. Вводится новый вид договора - коллективное инвестирование. Создается правовая база для лицензирования инвестиционных фондов. <BR>Пока инвестиционные фонды ни в России, ни в Петербурге развития не получили. Инвесторы предпочитают иные способы вложения капитала. По данным ФКЦБ, в настоящее время в России зарегистрировано 38 ПИФов, суммарный уставный капитал которых превышает 5 млрд руб., количество пайщиков - более 90 тыс. человек. ФКЦБ выдало 28 лицензий управляющим компаниям и четыре лицензии - специализированным депозитариям. <BR>Ко второму чтению депутаты решили конкретизировать форму возможного участия РФ и ее субъектов и в капитале управляющих компаний; более четко определить способы защиты интересов пайщиков в случае ликвидации управляющей компании и подкорректировать составы административных правонарушений.<BR><BR>Фискальный или антикоррупционный?<BR>Заместитель председателя Комитета по собственности Николай Арефьев представил в первом чтении законопроект "Об аффилированных лицах". Проект закона принят в первом чтении 334 голосами. По мнению разработчиков, документ является антикоррупционным. Кроме того, как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время в законодательстве не решена проблема раскрытия информации об аффилированных лицах и ответственности за ее нераскрытие, а также отсутствует полное определение аффилированного лица. В качестве таких лиц депутаты признали руководителей предприятий, их заместителей и родственников. Закон обязывает предоставлять информацию о своих аффилированных лицах своим учредителям (участникам). Определяет и требования к сделкам с такими лицами или с их участием. В отдельных случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели публикуют информацию о своих аффилированных лицах, а также предоставляют ее органам государственной власти и иным лицам. При этом за непредоставление информации об этом они несут ответственность в размере, не превышающем 1000 минимальных размеров оплаты труда. <BR><BR><B>Послевузовская конкуренция</B><BR>ГД приняла в первом чтении законопроекты "О внесении изменений и дополнений в статьи 16 и 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Первый призван защитить абитуриентов и студентов от непрофессионализма преподавания и содержит положение, обязывающее учебные заведения знакомить абитуриентов с уставом и лицензией. В частности, предлагается сделать предметом лицензирования учебные планы и программы образовательных учреждений. Второй - касается предоставления органам исполнительной власти субъектов Федерации права участия в лицензировании высших учебных заведений. <BR>Корреспондент "ДП" попросил прокомментировать возможные нововведения Александра Янчевского, директора Международной школы менеджмента "Лэти-Лованиум". "Пока неизвестно, какие предполагаются изменения, - сообщил он, - да и непонятно, зачем эти нововведения вообще нужны". По его словам, послевузовское образование, в сравнении с целым рядом иных сфер бизнеса, и так уже неплохо урегулировано законодательством. Однако в последнее время заметно обострилась конкурентная борьба между государственными и частными учебными заведениями, и, возможно, государственные вузы таким образом лоббируют предоставление дополнительных прав чиновникам, надеясь использовать их для борьбы с конкурентами. "Но пока сложно сказать, как эти законопроекты повлияют на ход конкурентной борьбы. Надо подождать", - говорит Александр Янчевский.<BR><BR><B>Общественная коммерция</B><BR>Принят в первом чтении и законопроект "О внесении изменения в пункт 5 статьи 6 федерального Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ". <BR>Новый Гражданский кодекс исключил право собственности предприятий общественных организаций, предприятий религиозных организаций. Религиозные организации не успели преобразовать свои предприятия в другую форму собственности. В предложенном законопроекте предлагается продлить срок вступления в действие части первой Гражданского кодекса, чтобы не уничтожать собственность религиозных организаций и сохранить уникальные предприятия. Законопроект принят в первом чтении 237 голосами. <BR><BR><B>План работы </B><BR>В период весенней сессии 2000 года ГД предстоит рассмотреть 513 законопроектов, из них 78 подлежат первоочередному рассмотрению. 136 законопроектов внесены Правительством. На ближайших заседаниях депутаты намерены рассмотреть законопроекты о финансовом оздоровлении организаций и о государственной программе приватизации.