00:0016 февраля 200000:00
14просмотров
00:0016 февраля 2000
На продажу сегодня выставляются только хронически убыточные проекты. Успешные СМИ сегодня не продают: нынешняя их цена много меньше долларовых сумм, затраченных на их создание и развитие.
<BR><BR>На продажу сегодня выставляются только хронически убыточные проекты. Успешные СМИ сегодня не продают: нынешняя их цена много меньше долларовых сумм, затраченных на их создание и развитие. <BR>Оценить потенциальную стоимость и доходность СМИ трудно. Инвесторы обычно ориентируются на размер аудитории. Но, например, большой тираж газеты - отнюдь не свидетельствует о ее коммерческом успехе. При высокой себестоимости номера и традиционно более низкой цене на газеты в России издания вынуждены дотировать своих читателей. На ТВ и радиорынке ситуация еще сложнее: аудиторию считают разные исследовательские фирмы, чьи рейтинги иногда противоречат друг другу. Однако даже самая большая аудитория не гарантирует процветания СМИ. Рекламодатели могут не давать рекламу на такие носители, если, например, их аудитория имеет низкую платежеспособность. Даже объемы привлеченной рекламы не стоит считать показателем успеха СМИ: часто рекламодатель расплачивается бартером, получает колоссальные скидки или "откаты". Фактически СМИ получают на 30-60% меньше средств от рекламы, чем кажется стороннему наблюдателю. Практика инвестирования предполагает необходимость предварительного экспертного заключения, аудиторскую проверку инвестируемой фирмы. "Для иностранных компаний, собирающихся вкладывать деньги в российское предприятие, безусловно, есть смысл в получении консалтинговых услуг, - говорит начальник отдела продаж компании "Дан энд Брэдстрит - Норд" Светлана Казанская. - Местные инвесторы, как правило, сами знают, чего хотят. К нам в основном обращаются компании, которые сами нуждаются в инвестициях". В Петербурге были единичные случаи, когда к консалтинговым компаниям обращались потенциальные инвесторы с просьбой оценить выгодность вложения средств в то или иное масс-медиа. Консультанты даже расписывали планы развития СМИ. Результаты реальной работы оказывались далеко не столь выдающимися, как ожидалось. <BR><BR><B>Собственники</B><BR>В Петербурге действуют четыре типа собственников: иностранцы (в основном из Голландии, Швеции, Финляндии), московские медиа-холдинги, петербургские инвесторы (в том числе и криминального происхождения), а также властные структуры всех уровней. До кризиса все инвесторы вкладывали примерно одинаковые средства (для создания FM-радиостанции или новой газеты изначально требовалось $10-200 тыс.) и имели одну общую проблему - недостаток квалифицированных менеджеров СМИ. Что в результате приводило к постоянным дотациям, в результате реальные вложения в СМИ возрастали многократно. Иностранцы в большинстве случаев достигли в Петербурге лучших результатов, чем россияне, и, скорее всего, именно за счет привнесения современных технологий управления. (Бывают исключения: профессионалы из США обанкротили "Радио 1 Петроград".)<BR>Раньше СМИ ловили инвесторов, не верящих в коммерческий успех подобных вложений, на крючок собственности. Говорят, что газета "Смена" таким образом получила большие дотации от Астро-банка. Сперва в банке был взят кредит, под залог части акций газеты. Кредит не был возвращен, банк стал совладельцем "Смены". Далее нового акционера попросили помочь своей собственности материально. С тех пор много воды утекло: Астро-банк исчез, "Смена" еще дважды сменила собственника, но коммерческого успеха пока не достигла. (А.Гр., О.К.)