Объединиться? Размежеваться...

В мире петербургского аудита наряду с крупными компаниями, хорошо известными и в Петербурге, и за пределами Северо-Запада, существуют аудиторы-индивидуалы и микрофирмы из трех-четырех специалистов.

<BR><BR>В мире петербургского аудита наряду с крупными компаниями, хорошо известными и в Петербурге, и за пределами Северо-Запада, существуют аудиторы-индивидуалы и микрофирмы из трех-четырех специалистов.<BR>Хорошо, если четверть действующих на рынке аудиторских компаний входит сегодня в Аудиторскую в палату. Прежде членами этого общественного объединения аудиторов бывало до 80% фирм. Но судить о надежности и компетентности компании по ее участию в профессиональном объединении бессмысленно: для небольшой фирмы необходимость уплачивать членские взносы может оказаться просто излишней, а для большой (вне зависимости от ее компетентности) - необременительной. Впрочем, практически все заметные профессионалы членами Палаты все-таки являются.<BR>В аудиторской среде бродят ностальгические слова о том, что надо бы объединяться, но, похоже, никто не знает, как и зачем именно. В Интернет, например, была в минувшем году вброшена идея создания под эгидой Института Внутренних Аудиторов (IIA, США) Московского Клуба Внутренних Аудиторов. С бесплатным членством. Ни одного отклика - во всяком случае, в самой Сети Интернет. <BR>По словам руководителя одной известной петербургской аудиторско-консалтинговой компании, "опыт всех наших объединений показывает, что мы объединяемся против всех, кто не объединился". <BR>Плохо ли клиенту в сложившейся ситуации? Не слишком - как и не слишком хорошо. Выбор аудитора происходит по иным критериям.<BR><BR><B>Критерии</B><BR>Лучшая рекомендация - не официальная, не из рекламы, а рекомендация испытавшего на себе. В поисках аудитора клиент стремится пообщаться с другими клиентами компании, в которую он намерен обратиться. Однако взыскательный клиент обычно стремится получить информацию более объективную, чем один-два качественно выполненных заказа. Прежде Аудиторская палата выпускала свой ежегодный справочник, включавший информацию о членах палаты. В минувшем году справочник не вышел. В 2000 году выпуск планируется.<BR>Отдельные издания периодически публикуют рейтинги аудиторских фирм. Доверять в полной мере их объективности считается неприличным, но ориентироваться на рейтинги принято. Проблема еще и в том, что в современной системе отчетности разобраться может только специалист, которым является как раз аудитор. Можно, конечно, привлечь аудитора, чтобы он прокомментировал финансовые показатели работы другого аудитора...<BR><BR><B>Конкуренция</B><BR>Средние компании считают своим долгом сообщать всем и каждому, что "отдельные участники рынка" непристойно демпингуют. Под "отдельными" понимаются индивидуалы и небольшие фирмы. Для отечественного рынка это вечная тема; на Западе же давно принято считать, что мобильность - в том числе и ценовая - подстегивает конкуренцию.<BR>Ряд крупных аудиторских компаний основные доходы получает за пределами и Петербурга, и региона; в этой связи региональные рейтинги имеют для них несколько условную значимость: основная конкуренция идет с московскими коллегами. В то же время петербургским клиентам такие рейтинги могут служить информационной основой выбора аудиторской компании.