Промышленная недвижимость области пришла в движение

Рост производства, за-тронувший Ленин-градскую область, значительно повысил спрос на промышленную недвижимость. Долгое время простаивавшие цеха начали обретать новых хозяев.

<BR>Рост производства, за-тронувший Ленин-градскую область, значительно повысил спрос на промышленную недвижимость. Долгое время простаивавшие цеха начали обретать новых хозяев. <BR>На протяжении последнего десятилетия промышленность области медленно но верно увядала. <BR>Поскольку основная масса заводов и фабрик была ориентирована на потребление конкретных ресурсов, сконцентрированных в том или ином районе, то организовать на их базе новое производство было весьма затруднительно. В отличие от Петербурга, где освободившимся производственным площадям все же находили применение, в области на остановившихся предприятиях царило запустение. <BR>В 1998 году создана единая информационная база по свободным производственным площадям, находящимся на балансе у областных предприятий. "Этот каталог оказал неоценимую помощь инвесторам, изучающим возможности приобретения промышленной недвижимости, - считает один из его создателей - Петр Антоненко, начальник отдела развития производительных сил комитета по экономике и инвестициям Ленобласти. - Во-первых, он дает первое представление о существующих свободных площадях, во-вторых, даже если инвестор и не приглядит сам что-то конкретное, он обязательно придет к нам и совместно мы найдем нужный объект. Беда в том, что очень многие из потенциальных покупателей сами очень слабо представляют, что им нужно". <BR>Началом притока инвесторов в область можно считать 1997 год, когда был принят Закон №24-оз "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области". "Прежде всего к нам потянулся иностранный инвестор, - рассказывает Александр Мещеряков, заместитель председателя комитета по экономике и инвестициям Ленобласти, начальник департамента инвестиций. - В прошлом же году число отечественных инвесторов резко возросло. Видимо, они поняли, что отношение к ним со стороны администрации ничуть не хуже, а даже лучше". <BR><BR><B>Кто в лес, кто по дрова</B><BR>Особенное оживление можно было наблюдать в прошлом году в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Одним из существенных факторов, оказавших на это положительное влияние, стало ужесточение в 1999 году таможенного законодательства. С точки зрения продавцов леса это было негативное изменение, поскольку повышались таможенные пошлины на вывоз из страны необработанной древесины. Однако это вынудило продавцов начать вкладывать средства в восстановление деревообрабатывающих производств. Внутренний рынок также стал требовать облагороженных деревянных изделий. Результатом этих тенденций стала постепенная реанимация небольших деревообрабатывающих комбинатов и лесопилок. По мнению представителей риэлтерских компаний, совершающих сделки с подобного рода недвижимостью, основными покупателями выступают петербургские и московские предприниматели. Из ближнего зарубежья интерес к лесопереработке пока проявляют только эстонцы. Переработкой занялись не только экспортеры, но и петербургские мебельщики и изготовители "столярки" для нужд строительства. <BR><BR><B>Дележка</B><BR>Основным собственником областной промышленной недвижимости остается государство. Именно поэтому процесс перехода предприятий в руки новых владельцев идет медленнее, чем хотелось бы. "Пока не создана эффективная схема передачи имущества от государства частнику, этот процесс может идти от 6 месяцев до года, - поясняет Сергей Ромодин, первый заместитель председателя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом. - Мы ждем, что в этом году будут приняты законодательные акты, позволяющие передавать объекты госсобственности целевым образом на инвестиционных условиях. В ноябре 1999 года Путин обещал внести соответствующие изменения в законодательство". Проблемы возникают из-за отсутствия у большинства промышленных объектов документов, четко определяющих их правовой статус. Именно на выяснение того, что из себя представляет здание и кому оно принадлежит, уходит основная масса времени. На сегодня менее 1% областных объектов, находящихся в собственности государства, имеют кадастровый номер, хотя по промышленной недвижимости эта цифра все же больше. <BR>"Еще остаются сложности с передачей частным собственникам федерального имущества, а ведь они составляют порядка 10% от общего числа областных объектов. Этот процесс требует огромного числа согласований, а следовательно, и времени", - говорит Сергей Ромодин. Проще обстоят дела с муниципальной недвижимостью. Местные власти принимают решения сразу, что инвесторам больше по душе. Однако и здесь есть свои "подводные камни", поскольку довольно часто руководители муниципальных образований передают имущество частникам, не проведя должных согласований с областными и федеральными структурами. "В результате подобных сделок новый хозяин все равно вынужден получать всевозможные разрешения, поскольку развитие любого производства затрагивает не только интересы того района, где оно располагается, но и области в целом. В конце концов он опять приходит к нам", - объясняет Александр Мещеряков. (Р.Р.)