"Сертифицированный" рынок находит новых игроков

Принимая диктуемые рынком "правила игры", руководители предприятий рассматривают внедрение международных стандартов ИСО-9000 как значительный шаг в развитии своей фирмы и упрочении ее авторитета.

<BR>Принимая диктуемые рынком "правила игры", руководители предприятий рассматривают внедрение международных стандартов ИСО-9000 как значительный шаг в развитии своей фирмы и упрочении ее авторитета.<BR>Сертификация системы качества - процедура недешевая. Но ее наличие сулит предприятию немалые выгоды. "Сертификация - один из рычагов управления рынком, предприятием и его экономикой", - уверена начальник отдела Центра испытаний и сертификации "Санкт-Петербург" ("Тест-СПб") Оксана Бабичева. <BR>Центр испытаний и сертификации "Санкт-Петербург" в 1999 году выдал 20 сертификатов на систему ИСО-9000; сейчас ведется работа по сертификации еще более чем на 60 предприятиях.<BR>"Суть сертификации на стандарты ИСО-9000 - объяснить потребителю, почему мы считаем себя лучшими, доказать надежность продукции. Изюминка же сертификации в том, что предприятие получает возможность как бы посмотреть на себя со стороны - через призму международных стандартов", - говорит коммерческий директор ООО "Маркетинг-центр "Арсенал" Виктор Акимов.<BR>Недавно такую возможность получили еще 850 предприятий - членов Торгово-промышленной палаты (ТПП). ТПП и "Тест-СПб" подписали соглашение о сотрудничестве, в котором есть пункт о кунсультационной помощи центра по внедрению международных стандартов ИСО. "Это соглашение предусматривает обучение членов палаты, по их желанию, - рассказывает заместитель президента Торгово-промышленной палаты Валерий Смирнов. - Задача создания системы управления качеством, приближенной к европейским стандартам, стоит перед каждым из них. Иначе товар наших экспортеров оценивается дешевле аналогичной, но сертифицированной продукции".<BR>"Мы работаем и с зарубежными предприятиями. У них система качества уже сертифицирована на соответствие международным стандартам ИСО-9000 органами по сертификации их государств, - говорит Оксана Бабичева, - но они хотят иметь сертификат, выданный в национальной системе той страны, в которую экспортируется их продукция".<BR><BR><B>Высший пилотаж</B><BR>"Цена сертификации - договорная и зависит от численности персонала предприятия и от модели системы качества (ИСО-9001, 9002, 9003)", - объясняет эксперт органа по сертификации систем качества "Тест-СПб" Надежда Винтовкина.<BR>По оценке экспертов по сертификации, сертифицирующих организаций сейчас много и уровень конкуренции между ними высок. <BR>"В Петербурге три организации, сертифицирующие в национальной системе, и как минимум четыре аккредитованных центра зарубежных организаций, - продолжает Надежда Винтовкина. - У клиента есть выбор, куда пойти". <BR>Кроме того, существуют организации, работающие в других системах, например оборонные.<BR>Однако сами "клиенты" выбор сертифицирующих организаций широким не считают. "Сертифицировать по международным стандартам ИСО можно практически любую деятельность, и тенденция сейчас такова, что количество желающих получить сертификат будет расти, - говорит директор по качеству АО "Судостроительный завод "Северная верфь" Анатолий Никитин. - Известных мне существующих в Петербурге органов по сертификации, на мой взгляд, недостаточно для того, чтобы перекрыть эту потребность, поэтому появление новых можно только приветствовать".<BR>Минимальная стоимость сертификации, осуществленной "Тест-СПб", составила 40 тыс. руб., максимальная - 200 тыс. руб. Однако этими расходами, как правило, дело еще не ограничивается: далее следует второй этап сертификации - инспекционный контроль устранения замечаний, возникших в ходе сертификации. Стоимость инспекционного контроля составляет, как правило, еще порядка 70% от стоимости сертификации.<BR>Предприятия идут на достаточно затратный механизм сертификации, конечно, не только ради того, чтобы быть "первыми среди равных". <BR>"Система должна создаваться для получения прибыли, а не для самолюбования. Поэтому затраты на сертификацию я бы назвал инвестициями", - говорит Виктор Акимов. <BR>Наличие сертифицированной системы управления качеством часто имеет решающее значение для получения выгодного контракта или крупного заказа. <BR>Например, завод "Электропульт", как рассказал "ДП" заместитель директора по качеству Николай Волков, благодаря полученному сертификату смог выиграть тендер на заказ, финансируемый Европейским банком реконструкции и развития. <BR>"Сумма заказа была очень большой: мы изготовили 14 единиц оборудования, каждая стоимостью примерно как 10 "Жигулей", - вспоминает Николай Волков. - В тендере помимо российских участвовали также зарубежные предприятия. Наличие системы качества, сертифицированной по международным стандартам ИСО, являлось необходимым условием. Кроме того, заказчики очень внимательно изучали отзывы наших партнеров".<BR>Сертификат на систему качества имеет и сам "Тест-СПб". "Мы аккредитованы Госстандартом России на право проведения сертификации системы качества в национальной системе сертификации, - рассказывает Оксана Бабичева. - У нас есть и своя внутренняя система качества, сертифицированная на национальном уровне и получившая международный сертификат Швейцарской ассоциации по качеству и системам управления (SQS), которая является членом Европейской сети по оценке и сертификации систем качества (IQNet)".<BR>Результат сертификации системы качества, как правило, положительный. По словам Надежды Винтовкиной, с 1996 года отказов в сертификации практически нет, поскольку все замечания устраняются на предварительном этапе. <BR>"Сертификация системы качества - это высший пилотаж, - говорит Оксана Бабичева. - На нее выходят уже только те предприятия, которые уверены в том, что они дееспособны в этих вопросах".(О.К.)