00:0017 января 200000:00
111просмотров
00:0017 января 2000
mazo@delo.spb.ru
<BR><BR>mazo@delo.spb.ru<BR>Сегодня владеть языком международного менеджмента обязан руководитель любого уровня.<BR>У каждого говорящего не на родном языке есть свой акцент. У каждой национальности он особенный, но все равно людям разных культур легче разговаривать на одном языке. Фернандо Сакета, президент ЗАО "Северо-Западная чайная компания", гордится знанием тонкостей русского языка, которые он получил за время учебы в Ленинградском политехническом и Ленинградском электротехническом институтах. Он считает, что понимание языковых тонкостей очень помогло и помогает открыть и вести бизнес в России.<BR>"У советских есть особенность серьезно воспринимать проблемы. Они их любят преодолевать, героически решать, превращая в задачи.<BR>И получают от этого удовольствие.<BR>Когда я звоню своему начальнику производства и спрашиваю, какие проблемы, он может полчаса рассказывать ужастики. А когда интересуюсь, чем помочь, он успокаивает: да решим все сами. При этом у него действительно есть сложности, с которыми он сталкивается каждый день. А, например, у англичанина спросишь, какие проблемы, сразу ответит - никаких, хотя фирма может у него быть на грани банкротства.<BR>Другой принцип подхода".<BR><BR><B>Я работаю здесь</B><BR>Россия входит в международное сообщество, значит, учиться придется ей, считает Фернандо Сакета. Обучение - одна из самых важных составляющих бизнеса. "Понять не то, что человек хочет изобразить, а то, что он значит внутри, что я могу от него ждать, сколько я могу от него требовать. Нужно четко понимать, что собой представляет партнер. Нужно уметь с ним договариваться, даже если он не нравится, даже если его бизнес мешает расширяться.<BR>Мы стараемся обучать всех сотрудников. От грузчика до президента. Параллельно с учебой в России на каникулах я учился в Лондоне, в компании моего дяди. Это нельзя назвать обучением маркетингу или продажам, я просто работал в разных отделах компании. Но именно там я приобрел основные навыки ведения самостоятельного бизнеса.<BR>У меня не было сомнений, чем я должен заниматься: чай - самый чистый и самый известный продукт Цейлона. В чайном бизнесе довольно сложно, очень высокое предложение, небольшая норма прибыли. Сложно было поставить западное управление. Я - иностранец, хотя большую часть сознательного времени провел здесь. Мы начинали в одной комнате, она же офис, она же склад. Это было рисковое вложение, но в то время, когда я начал, я знал специфику русского менталитета", - рассказывает Фернандо Сакета.<BR>Сегодня "Северо-Западная чайная компания" - российская фирма со 100%-ным иностранным капиталом. "У меня даже иногда есть проблемы на родине, например, когда я пытаюсь купить на Цейлоне линию, не особенно охотно продают, говорят, фасуйте у нас. Но мы работаем в России. И мой интерес здесь, хотя я патриот своей страны".<BR><BR><B>Без мифов</B><BR>Фернандо Сакета условно разделяет российских менеджеров по типу управления на три главные группы. "Первый тип: старые новые русские. Они приватизировали часть государственной собственности и теперь управляют. Это советские начальники, инженеры, преподаватели, даже профессора - они действуют в рамках здравого смысла, но у них нет регулярного менеджерского образования. Нет системы. Они могут даже стараться делать хорошо для своих сотрудников, но, когда нужно срочно принять грамотное стратегическое решение, они этого не могут. Пока они думают, молодые успевают найти верное решение первыми. Не потому, что они умнее, а потому, что их научили действовать в похожих условиях. Компании и фирмы, руководимые этими людьми, просто уходят с рынка.<BR>Второй тип: это руководители продвинутых компаний, оснащающие офисы компьютерами и евроремонтом. Это фирмы с молодым и энергичным руководством, дивизиональной структурой и коллективным менеджментом. Это большие компании с неограниченными финансовыми возможностями, персонал которых постоянно учится. Они применяют разные схемы ухода от налогов.<BR>Третий тип: руководитель фирмы-"мутанта". Они не настолько преуспевают, чтобы запросто внедрить у себя все прелести рыночной экономики. Набрать квалифицированный персонал, платить высокую зарплату, постоянно обучаться и развивать свой бизнес. Они вынуждены в той или иной степени занимать идеи и персонал у плановой экономики коммунистических времен. Они движутся к нормальной западной фирме, но еще долго не дойдут до нее по объективным причинам.<BR>Бизнес-реальность такова, и в ней надо работать, не выдумывая удобной и приятной мифологии", - убежден Фернандо Сакета.<BR><BR><B>Рынок есть рынок</B><BR>Фернандо Сакета сам водит машину и в Петербурге и на Цейлоне, когда приезжает по делам на родину. Хотя там левостороннее движение. "Иногда вылетаешь на встречную полосу, но быстро приспосабливаешься. Нужно уметь приспосабливаться к тем правилам игры, которые диктует власть. Сегодня, для того чтобы продвинуть товар в Россию, нужен размах транснациональной компании. Еще пару лет назад никто в России не знал, что такое чай "Брук Бонд" или мыло Safeguard. Сейчас знают все, но далеко не все покупают. Первая пришедшая сюда западная кампания оплатила рекламу на ТВ по кредитной карточке. Сегодня средняя рекламная компания тянет на $300 тысяч, а уровня Head&Shoulders стоит миллионы.<BR>Наша компания кредитуется в российских банках; раз я здесь веду бизнес, значит, должен развивать местную финансовую среду. Они мне сейчас помогают, я им. Хотя я понимаю - пока у меня бизнес идет нормально, они мне рады помочь, как только я споткнусь, мне перекроют все кредитные каналы. Это правильно. Рынок есть рынок.<BR>Мы планируем собственное производство - будем пакетировать чай. Впереди покупка и установка линий для производства пакетиков и ароматизаторов. Это задумано 3 года назад. Кризис нам не помешал. Мы потеряли обороты, много товара было отдано на реализацию, но и это законы бизнеса. Нужно быть готовым и к негативным изменениям.<BR>В "Северо-Западной чайной компании" работают разные люди, есть даже один доктор наук. Он выбирал сорт чая, который устойчив к условиям доминирующей погоды. Вкусовые качества чая, его способность завариваться меняются от внешней температуры. Нужно было отобрать сорт чая, который устойчив к петербургской влажности. Тот чай, который плохо настаивается в Петербурге, заваривается в Новосибирске как чифирь. В Петрозаводске чай заваривается совсем по-другому. Если заботиться о качестве своей марки, нужно учитывать эти изменения. Поэтому мы планируем открыть небольшую лабораторию", - говорит Фернандо Сакета.