Мелкие банки пока довольствуются малым

Малые петербургские банки во второй половине 1999 года продолжили борьбу за существование, пытаясь нарастить собственный капитал за счет старых или новых акционеров.

<BR>Малые петербургские банки во второй половине 1999 года продолжили борьбу за существование, пытаясь нарастить собственный капитал за счет старых или новых акционеров.<BR>Многие из них, ссылаясь на свое "подвешенное состояние", отказывались разговаривать о ситуации в банке. Другие, даже соглашаясь на разговор, просили не упоминать название банка или же не связывать его с термином "малый".<BR>К категории малых банков обычно относят банки с собственными средствами, не превышающими 1 млн ЭКЮ (около 27 млн рублей). Кроме того, большинство малых банков имеет только рублевую лицензию. Однако такой показатель нельзя назвать определяющим, потому что есть малые банки и с валютной, и даже с генеральной лицензиями, которые они получили на заре банковской системы.<BR>По словам Ольги Павловой, заместителя председателя АКБ "Турбобанк", на сегодня в России примерно 40% банков относятся к малым. В Петербурге, по ее оценке, таковых около 20. Как сообщил "ДП" председатель правления одного из малых петербургских банков, технология привлечения клиентов в малых банках проста. В основном они предлагают перейти на обслуживание в банк тем, кто из-за небольших оборотов выпадает из сферы интересов лидеров рынка, а также фирмам - партнерам клиента банка. Главные аргументы: быстрота прохождения расчетов, а также индивидуальный подход к каждому клиенту и максимальное к нему внимание, вплоть до разработки бизнес-планов и оказания консультационных услуг. Завлекают малые банки клиентов и "сервисом жизненного уровня" - здесь никогда не забывают поздравить клиента с тем или иным событием.<BR> Галина Степанец, председатель правления ЗАО АБ "Ольгинский", считает, что малые и средние банки - наиболее живой сектор рынка банковских услуг. И со временем, считает она, именно они будут предоставлять основной объем услуг как корпоративным клиентам, так и физическим лицам. "Руководству фирмы всегда приятнее общаться с главой банка, а не с руководителями отделов, - сказала Галина Степанец в беседе с "ДП". - Руководитель большого банка не может для решения оперативных вопросов встречаться лично с каждым клиентом. Управляющий же малым или средним банком может. А отсюда большая прозрачность, открытость банков этого уровня, большая оперативность решения всех вопросов". По ее словам, у многих малых и средних банков сейчас наблюдается рост клиентской базы. И потому они активно наращивают свой финансовый вес, чтобы иметь возможность работать с более крупными клиентами. В последнее время, по словам финансистов, к некоторым малым банкам усилился интерес торгово-промышленных объединений среднего уровня. Опасаясь новых кризисов в экономике, они предпочитают иметь свой собственный, "карманный" банк, состояние дел в котором будет полностью под их контролем. <BR>Однако некоторые специалисты считают, что жизнеспособными малые банки станут только тогда, когда поднимется с колен малый бизнес. (И.М.)