00:0022 декабря 199900:00
40просмотров
00:0022 декабря 1999
Вкладывать деньги в покупку произведений искусства, формируя корпоративные коллекции как материальный актив компании, сегодня невыгодно.
<BR>Вкладывать деньги в покупку произведений искусства, формируя корпоративные коллекции как материальный актив компании, сегодня невыгодно.<BR>Если покупать творения современных мастеров искусства, обреченных на будущую славу, то прибыль будет получена не скоро. А покупать произведения признанных мастеров слишком дорого. Кроме того, большинство произведений искусства низколиквидно. Большинство из них никогда не будет приобретено состоятельными иностранными коллекционерами, поскольку вывезти их за границы России можно лишь контрабандно.<BR>Наличие собственной коллекции признанных временем и искусствоведами произведений искусства - признак респектабельности компании. Один-два-три раритета обязательно присутствует в кабинете главы любой солидной фирмы - для хозяина это возможность завязать неформальный разговор, предмет гордости или "заплатка" на запачканных обоях. Однако это не коллекционирование. Многие состоятельные люди формируют свои личные коллекции, но, как правило, не рассматривают картины и вазы, украшающие квартиру, как эффективное вложение капитала. <BR>"До кризиса в Петербурге были банки, которые формировали коллекции произведений искусства. Они восстанавливали старые особняки и в их стиле вносили какие-то дополнения в виде, например, скульптур, - рассказывает генеральный директор аудиторской фирмы "Аудит-эврика" Евгения Котова. - Каково их финансовое положение сейчас, я не знаю".<BR>"С финансовой точки зрения выгодность вложений в произведения искусства оценить трудно, - считает советник председателя правления по связям с общественностью БАЛТОНЭКСИМ БАНКа Константин Сидоров. - Mне неизвестно, чтобы на этом зарабатывали".<BR>Хотя корпоративные коллекции ценных картин, фарфора и т.п. в случае банкротства компании подлежат реализации наряду с прочими активами, они имеют свойство бесследно исчезать. Подобные коллекции были когда-то у Инкомбанка, у "СБС-АГРО", у банка "Империал". По словам Константина Сидорова, ранее работавшего в Северо-Западном региональном центре Инкомбанка, банк располагал уникальной коллекцией картин, скульптур и прочих ценностей в размере более тысячи единиц на несколько миллионов долларов. "Был очень сильный набор авангарда начала ХХ века, уникальные работы Малевича, - вспоминает он. - У банка была доверенная искусствоведческая компания. Коллекция служила одной из характеристик банка, подчеркивая, что это не бухгалтерия завода, а солидное заведение, которое вписывается в историю. <BR>Ведь деньги, балансы - это все мимолетно. Но эта коллекция находилась в Москве, петербургский офис украшали - и до сих пор там висят - около двух десятков картин, которые ценными не назовешь. Судьбы московской коллекции я не знаю".<BR><BR><B>Другие приоритеты</B><BR>Сейчас в политике распоряжения прибылью - другие приоритеты. "Если учесть, что покупки ценностей идут из чистой прибыли, с которой сначала надо уплатить 33% налога, то сумма и так весьма дорогостоящих вещей возрастает в 1,5 раза, - говорит Евгения Котова. - Кроме того, потребуются еще значительные дополнительные затраты на охрану, сигнализацию и т.п. Так что позволить себе коллекции антиквариата могут только исключительно богатые компании. У "просто богатых" много других приоритетов в плане вложения средств: поощрить сотрудников, приобрести помещение, купить хорошие автомобили - это тоже имиджевые вещи. Что касается имиджа, создаваемого с помощью коллекций, то, на мой взгляд, в таком случае проще купленную картину передать в Эрмитаж, где она будет вывешена с табличкой: "Эта картина приобретена на деньги фирмы N".<BR>Банки и отели, располагающиеся в старинных особняках, презентуют себя как всего лишь хранителей находящегося в здании антиквариата. <BR>Юлия Ильиных, менеджер по связям с общественностью Гранд-отеля "Европа", рассказала: "Город является одним из акционеров отеля, поэтому все, что принадлежит гостинице, в значительной степени - народное достояние. Мы являемся просто хранителями ценностей. Часть из них сейчас находится в музеях, часть - в отеле, в ряде номеров-люкс стоит антикварная мебель, много ваз, часов, картин. <BR>По описи ГИОПа у нас 483 предмета, представляющих историческую и культурную ценность, и по каждому из них мы регулярно отчитываемся".<BR>Сергей Яковлев, начальник управления рекламы и PR Балтийского банка, говорит, что общая стоимость представляющих культурную ценность вещей, которые банк "унаследовал" вместе с особняком, - $400.000. <BR>"Банк не является их собственником и даже не может взять их на баланс, поскольку не решены юридические вопросы их принадлежности, - говорит Сергей Яковлев. - Но особняк мы реставрировали за счет собственной прибыли".<BR><BR><B>Другие гении</B><BR>Компании, располагающиеся в современных зданиях, предпочитают украшать офисы также современными произведениями искусства. <BR>Вопрос материальной выгоды в данном случае вообще не рассматривается. <BR>"Не надо смешивать понятия, - говорит Наталья Белик, PR-директор отеля "Невский Палас". - Речь идет не о формировании коллекции, как у частных лиц, когда личный вкус сочетается с выгодой от вложения капитала. Наш отель построен в 90-е годы ХХ века, поэтому у нас нет антиквариата; а доминантой в оформлении была эстетическая сторона и "физический подход" с точки зрения соответствия картин месту и времени. Говорить, что при этом кто-то думал о серьезном вложении средств, я бы не стала". <BR>У "Невского Паласа" достаточно современный интерьер, чем был определен и выбор картин: они покупались исключительно у петербургских художников. При этом, как рассказала Наталья Белик, заказать работу гораздо дешевле, чем купить готовую. <BR>Однако у владельцев фирм есть еще более дешевый способ превратить офис в музей и радовать клиентов красотой меняющегося интерьера. <BR>"Периодически мы проводим выставки живописи, графики, фотографий, - говорит менеджер по связям с общественностью Санкт-Петербургского филиала ОАО "Альфа-Банк" Лариса Конашенок. - Они располагаются в помещениях, доступных клиентам. Помимо организации интерьера эти выставки имеют гуманитарный, просветительский смысл. И слово "выгода" я бы употребила здесь в нематериальном смысле".(О.К.)