Как уберечь деньги компании от сотрудников, а их - от тюрьмы

Недавняя проверка ведения кассовых операций на одном из промышленных предприятий Калининского района выявила, что предприятие задолжало около 180.000 рублей главному бухгалтеру, уволившемуся с предприятия незадолго до проверки.

<BR><BR>Недавняя проверка ведения кассовых операций на одном из промышленных предприятий Калининского района выявила, что предприятие задолжало около 180.000 рублей главному бухгалтеру, уволившемуся с предприятия незадолго до проверки. <BR>Расследование показало, что обычно директор предприятия подписывал расходные и приходные кассовые ордера "сразу и помногу". Этим воспользовался главбух, давая на подпись все подряд - и частично заполненные ордера, и просто пустые бланки под тем предлогом, что руководитель всегда занят, а сейчас все равно уже начал подписывать, а потом все это будет заполнено. <BR>Таким образом, при подписании у руководителя расходных кассовых ордеров на свое имя для погашения авансовых отчетов (а многие расходы на предприятии проводились через главного бухгалтера), бухгалтер получал деньги, но не расписывался в ордере. Впоследствии бухгалтер предъявил предприятию иск, и предприятие не смогло доказать тот факт, что деньги были выплачены. Не помогли даже опытные юристы.<BR><BR><B>Большое искушение</B><BR>В целях воровства используются любые платежные документы. Например, банковский чек. Один из наших клиентов, будучи директором компании по импорту медикаментов, подписывал отрывную часть чека, не обращая внимание на сумму, а если и обращал, то быстро забывал об этом. Бухгалтеру осталось лишь получить по чеку наличные, а затем во второй части проставить другую сумму - конечно, меньшую. Подлог обнаружился только через полтора года, когда бухгалтер уже давно не работал. Было украдено почти 48.000 рублей.<BR><BR><B>Цена контроля</B><BR>В небольших компаниях нет проблемы контроля персонала в силу его малочисленности. Именно поэтому руководитель впоследствии оказывается не готов решать такие проблемы. При численности персонала более восьми человек руководитель утрачивает возможность постоянно "держать руку на пульсе". Если же число работников переваливает за 20 человек, то руководитель предприятия подходит к рубежу, когда нужно решить, что выгоднее - продолжать тратить время на поиски блох, не имея специальных навыков, или поручить это специалистам. <BR>Внешний аудит будет стоить денег, и руководитель не один раз взвесит, что ему выгоднее - терять на воровстве или платить за аудит.<BR>Уважительное отношение к бухгалтерам должно сочетаться с жестким контролем их деятельности. И на Западе без аудиторских услуг не обходится ни одно предприятие. <BR><BR><B>Дырявая касса</B><BR>Чем больше магазин, тем "левее" в нем оборот. Причем "левее" не от государства, а от хозяина магазина. Если при дневном обороте от 5 до 20 тысяч рублей персонал ворует 10-35% выручки, то в универсамах хозяева в лучшем случае видят половину оборота. Вот как это делается.<BR>В магазине канцтоваров продавец одновременно выполнял функции кассира и покупателям часто выбивал нулевые кассовые чеки (кто из покупателей смотрит в чек?) или выдавал один и тот же чек нескольким покупателям. В течение 2 месяцев этот самородок проводил мимо кассы до 85% выручки.<BR>В одном из универсамов Приморского района при получении товаров завотделом и кладовщик просили у поставщика чистый бланк накладной (поставщику ведь главное товар продать, а что там дальше будет - не его дело). Затем они переписывали накладную, и вместо, например, 120 коробок конфет по 25 рублей писали 100 коробок по 30 рублей. При этом выручка за 20 коробок шла "в карман". Директор проверял итоговые обороты по накладным, но там были все те же 3 тысячи рублей. Кроме того, в универсаме для продажи выставлялся собственный товар. Оприходовав 30 ящиков с пакетами молока по накладной, заведующая отделом покупала за свои деньги еще 10 ящиков. Так как молоко - ходовой товар, то неучтенный излишек продавался буквально за минуты.<BR><BR><B>Устранение искушения</B><BR>Помимо контроля за бухгалтерскими документами необходим и контроль за поступлением выручки. <BR>Например, в городе Мурманске автобусным парком в маршрутных такси вместо кондукторов были установлены кассовые аппараты. Пассажиры оплачивали проезд магнитными картами (как в метро), и вся выручка показывалась в бухгалтерском учете. Так как водители не получали на руки "левую" оплату за проезд, это привело к росту официальной выручки в несколько раз. Повышение налогов было полностью компенсировано уничтожением "левого" оборота, и компания получила дополнительный доход, который не только окупил стоимость аппаратов по считыванию магнитных карт, но и позволил повысить зарплату водителям автобусов.