Железная дорога выдавила из себя арендатора

Уникальный эксперимент Октябрьской железной дороги, длившийся 10 лет, заканчивается скандалом

<BR><BR><B>Уникальный эксперимент Октябрьской железной дороги, длившийся 10 лет, заканчивается скандалом </B><BR>Арендное предприятие "Объединенный Балтийско-Варшавский вокзал", единственное в России получившее право на самостоятельное управление вокзалом, и Октябрьская железная дорога (ранее предоставившая арендному предприятию это право) теперь общаются в зале суда. <BR>Стороны в течение срока аренды по-разному рассчитывали размер арендной платы. Октябрьская железная дорога только через 10 лет выяснила, что арендное предприятие недоплачивает ей деньги.<BR><BR><B>На волне преобразований</B><BR>29 декабря 1989 года между Ленинград-Витебским отделением Октябрьской железной дороги (правопреемником которого в связи с реорганизацией с 1997 года стало ГУП "Октябрьская железная дорога МПС России" (ОЖД)) и арендным предприятием (АП) "Объединенный Балтийско-Варшавский вокзал" Октябрьской железной дороги был заключен договор о передаче в аренду Объединенного Балтийско-Варшавского вокзала. <BR>Пассажиры не заметили перемен: по-прежнему гудели поезда, размахивал дубинкой милиционер, бабка продавала семечки. Однако теперь все хозяйство вело отдельное от ОЖД юридическое лицо - арендное предприятие. Конфликты, по словам председателя совета арендаторов (он же начальник Объединенного Балтийско-Варшавского вокзала) Константина Васильева, возникали редко. Обострение отношений началось после назначения начальником ГУП "Транссервис" Павла Бабайцева. Предприятие "Транссервис" входит в структуру Октябрьской железной дороги и занимается обслуживанием пассажиров поездов дальнего следования.<BR><BR>Вокзал - убыточное дело?<BR>Обычный городской вокзал зарабатывает деньги несколькими способами. Это камеры хранения, платные туалеты, комиссионные от продажи железнодорожных билетов, плата за аренду помещений для торговли. По расчетам Константина Васильева, максимальные доходы Балтийско-Варшавского вокзала от его деятельности не превышают 300 тысяч рублей в месяц, тогда как расходы - более 1,5 млн рублей в месяц. Правда, Константин Васильев отказался назвать "ДП" размер ставки арендной платы, которая действует на Балтийско-Варшавском вокзале. Однако, по его словам, общий доход от аренды (около 50 лотков) не превышает 150 тысяч рублей в месяц. Для сравнения: скромное помещение (57 м2) в районе Балтийского вокзала, сдаваемое в аренду КУГИ, обходится арендатору почти в 58 тысяч рублей (ставка КУГИ колеблется в пределах 65-85 у.е за м2 в месяц).<BR>По словам Константина Васильева, между АП и ОЖД существовали соглашения, в соответствии с которыми ОЖД возмещала арендному предприятию все расходы по содержанию вокзалов. "Дорога подтвердила право АП возмещать расходы на содержание вокзалов, в том числе и за счет тарифа на проезд. До ноября 1998 года все расчеты признавались, и претензий ОЖД к арендному предприятию не предъявляла", - сказал Константин Васильев. <BR><BR><B>Эксперимент себя не оправдал</B><BR>Так считает новый начальник ГУП "Транссервис" Павел Бабайцев. "Арендное предприятие появилось 10 лет назад, когда было модно создавать новые формы хозяйствования. Дорога не осталась в стороне, - рассказал Павел Бабайцев. - АП создали, чтобы зарабатывать деньги для лучшего содержания вокзала, для более качественного обслуживания пассажиров". Арендаторы, по утверждению Павла Бабайцева, все заработанные деньги тратят на себя. "Мы встречались с господином Васильевым год назад в ноябре, когда я был назначен начальником "Транссервиса". Я предложил ему сразу - давай прикроем это арендное предприятие. Создадим филиал "Транссервиса". и все люди вместе с тобой перейдут к нам. На что господин Васильев запросил порядка 20 млн рублей. Мотивировал тем, что за 10 лет арендное предприятие наработало собственности на 20 млн и дороге необходимо выкупить эту собственность", - сказал Павел Бабайцев.<BR>По словам Павла Бабайцева, в соответствии с договорами арендатору действительно за оказание услуг должны перечисляться некоторые суммы. Но их размер очень спорный. "Васильев хочет получать с дороги порядка 850 тысяч рублей в месяц, а мы признаем 70 тысяч", - сказал Павел Бабайцев.<BR>По данным ОЖД, Главная станция Петербурга, куда входят Московский вокзал, станционные сооружения, оборудование и ресторан, сегодня не нуждается в дотациях дороги. Доходы вокзала, ресторана, агентства по продаже билетов позволяют работать без убытка, обеспечивать расходы станции по приему и отправке поездов, ремонту и т.д.<BR><BR><B>Долги копились годами</B><BR>Поводом для обращения в суд послужила задолженность по арендной плате. Как выяснилось в суде, стороны по-разному определяли размер арендной платы на всем протяжении договорных отношений. Уменьшение арендной платы арендатор обосновывал ссылкой на письмо Минфина РФ, указание начальника ОЖД, указание МПС РФ, письмо Минфина РФ, на дополнительно заключенные соглашения между АП и ОЖД. Суд нашел, что ссылка на перечисленные документы несостоятельна. Принято решение о расторжении договора и взыскании в пользу ОЖД 1.858.124 рублей. В соответствии с приказом начальника дороги, на базе вокзала создается филиал ГУП "Транссервис". Сформирована комиссия, которая приступает к принятию переданного в аренду имущества.<BR>По словам начальника юридического отдела "Транссервиса" Алексея Гридина, сейчас готовятся дополнительные иски о взыскании убытков с АП. <BR><BR><B>Готовы закрыться по закону</B><BR>По словам Константина Васильева, работники арендного предприятия добросовестно выполняют свою работу, в меру возможностей обеспечивают пассажиров всем необходимым. "Но дорога специально создает неудобные условия работы, - утверждает Константин Васильев. - В ноябре 1998 года по приказу ОЖД прекращена предварительная продажа пассажирских проездных документов в кассах АП "Объединенный Балтийско-Варшавский вокзал". Как утверждает Константин Васильев, наиболее "доходные" поезда дальнего следования были переведены на Витебский вокзал. "И без того мизерные доходы сократились", - посетовал он.<BR>Администрация АП готова пойти на закрытие предприятия, но только при соблюдении всех законных процедур. "По закону, мы должны продать свое имущество по рыночной цене, - сказал Константин Васильев. - Однако руководство "Транссервиса" предлагает выкупить все за копейки. В этом случае непонятно, как мы будем отчитываться перед налоговыми органами".<BR><BR><B>Первопроходцам не повезло</B><BR>Шансов остаться самостоятельным предприятием у Объединенного Балтийско-Варшавского вокзала крайне мало. "Мы опередили время на 10 лет", - считает Константин Васильев. <BR>"В соответствии с нынешней программой реформирования железных дорог России, необходимо создавать пригородные пассажирские компании, в том числе как акционерные общества. Мы вполне подходим под программу реформирования", - сказал Константин Васильев.<BR>Однако очевидно, что, если судьба вокзала решена на высоком министерском уровне, сопротивление бесполезно. Мода на новые формы хозяйствования в МПС прошла.