00:0006 декабря 199900:00
11просмотров
00:0006 декабря 1999
В комитете по труду и социальной защите населения администрации Петербурга родился законопроект "Об особенностях регулирования трудовых отношений в сфере малого предпринимательства".
<BR><BR>В комитете по труду и социальной защите населения администрации Петербурга родился законопроект "Об особенностях регулирования трудовых отношений в сфере малого предпринимательства". <BR>Предполагается, что, став законом России, этот документ станет очередным шагом на пути перехода к рыночным принципам отношений между работником и работодателем.<BR>Но с этим трудно согласиться, так как в проекте учтены лишь некоторые особенности регулирования трудовых отношений в малом бизнесе по сравнению с действующими положениями КЗоТ РФ.<BR><BR><B>Что меняется</B><BR>Проект предлагает, чтобы срок трудового договора (контракта) определялся соглашением сторон, при этом ограничения, установленные в ст. 17 КзоТ, для заключения срочных договоров не применяются. <BR>Сокращается срок извещения работников об изменении существенных условий труда и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене режима неполного рабочего времени и других условий. Вместо прежних 2 месяцев (ст. 25 КЗоТ) работник должен быть поставлен в известность не позднее, чем за одну неделю.<BR>В случае производственной необходимости, а также в случае простоя работодатель будет вправе перевести работника на срок до 3 месяцев в течение календарного года на работу, не обусловленную трудовым договором, с оплатой по соглашению сторон (изменяются статьи 26, 27 КЗоТ, по которым перевод работников допускается на срок до 1 месяца с оплатой труда не ниже среднего заработка по прежней работе). <BR>В связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников работодатель будет вправе выплатить высвобождаемым работникам компенсацию в размере среднего заработка за 2 месяца вместо предупреждения работников не менее чем за 2 месяца. В случае отказа высвобождаемого работника от предложенной другой равноценной работы в организации работника разрешается увольнять без соблюдения срока предупреждения и выплаты компенсации. (Изменяется ст. 40.2 КЗоТ, по которой предусмотрены предупреждение работника не менее чем за 2 месяца; выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка; сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев, а если в двухмесячный срок он не был трудоустроен службой занятости, то и в течение 3-го месяца).<BR><BR><B>Нуждается в дополнениях</B><BR>Таким образом, законопроектом предлагается решение только четырех положений, которые усиливают права работодателей и ухудшают положение работников по сравнению с действующим КЗоТ РФ.<BR>Остальные статьи законопроекта не вносят какие-либо изменения в трудовые отношения, некоторые из них не полностью отвечают своему назначению. Например, нет определения таких важных понятий, как "производственная необходимость", "простой", "временный и постоянный характер работы".<BR>На практике работодатели нередко прибегают к искаженному толкованию этих понятий с целью обеспечения себе возможности перевода работника на работу, не обусловленную действующим контрактом, ухудшающую его положение, либо на неполную рабочую неделю для снижения его среднего месячного заработка при отсутствии какой-либо необходимости (простое).<BR>Поэтому законопроект следует дополнить определениями. Например: "Под производственной необходимостью следует понимать наступление исключительных неординарных обстоятельств, которые нельзя было предусмотреть заранее и которые являются для предприятия форс-мажорными. Под простоем следует понимать временную приостановку работы, возникшую не по вине работника. Под работой, носящей постоянный характер, следует понимать работу, выполняемую работниками, должности которых установлены штатным расписанием предприятия".<BR><BR><B>Тактический просчет</B><BR>Как правило, работодатель не пытается ущемлять права работника, когда он ему нужен для достижения экономических, технических и организационных целей предприятия. Но, как только организационные мероприятия завершены, уровень оборотных средств стабилизировался, а прибыль стала достаточной, у работодателя появляется мысль: "Не много ли я плачу работнику, каким образом и под каким "соусом" следует изменить ему существенные условия труда?" И лучшим законодательным подарком здесь для работодателя может стать статья законопроекта, разрешающая за 1 неделю предупредить работника об ухудшении его существенных условий труда, и цель будет достигнута.<BR>Другая статья проекта позволяет работодателю уволить работника без выплаты компенсации в размере двухмесячного среднего заработка и без соблюдения срока предупреждения, так как работнику всегда можно предложить такую работу, которая не будет соответствовать его профессии и от которой он будет вынужден отказаться.<BR><BR><B>Касается всех</B><BR>Законопроект не содержит указание, будет ли он применим для малых предприятий - ООО, АО, кооперативов, колхозов, фермерских хозяйств и др. Например, действующее законодательство выделяет труд членов колхозов и иных кооперативных организаций, относя его регулирование к компетенции уставов.<BR>В акционерных обществах, согласно п. 3 статьи 69 Закона "Об акционерных обществах", "на отношения между обществом (работодателем) и единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) и/или членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона об акционерных обществах".<BR>Таким образом, проект разрешает проделать следующее: если общее собрание акционеров малого предприятия приняло решение о досрочном (или в порядке очередного переизбрания) прекращении полномочий директора, то его можно уволить либо перевести на другую работу, а при отказе - уволить без соблюдения срока предупреждения и без выплаты компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. <BR>Вызывает сомнение и возможность применения уже описанных новшеств к работникам обществ с ограниченной ответственностью в случаях, когда эти работники одновременно являются учредителями (участниками) общества. При увольнении работник-учредитель на законном основании может выйти из общества и забрать свой вклад в уставный капитал, что, в свою очередь, может привести к ликвидации общества.<BR> Исходя из изложенного законопроект "Об особенностях регулирования трудовых отношений в сфере малого предпринимательства" существенно ухудшает условия договора (контракта) о труде по сравнению с действующим законодательством Российской Федерации. Его нельзя принимать в качестве отдельного блока КЗоТ или отдельного закона, регулирующего трудовые отношения в сфере малого предпринимательства, без существенной доработки.