00:0006 декабря 199900:00
9просмотров
00:0006 декабря 1999
Кризис заставил участников рынка мобилизовать потенциальные возможности и активно искать пути развития.
<BR>Кризис заставил участников рынка мобилизовать потенциальные возможности и активно искать пути развития.<BR><B>Продолжается открытие производств и магазинов</B><BR>Прошлогодний кризис поляризовал рынок мебели Петербурга. <BR>Покупатели, смотревшие на диваны средней цены и хорошего качества, перевели свои взоры на дешевые кушетки. Объемы продаж элитной мебели выросли, но незначительно.<BR><BR><B>Торговля</B><BR>Торговые компании, специализировавшиеся на мебели среднего качества и умеренной цены, потеряли своего покупателя и вынуждены были менять маркетинговую политику. Им открывалось только два пути: или торговать дорогой мебелью, спрос на которую относительно постоянен, или продавать дешевую мебель. <BR>Те, кто до кризиса рассчитывал на весь спектр покупателей, выжили, но значительно сократили объемы продаж. <BR>Продавцы элитной мебели также почувствовали на себе девальвацию рубля. Им пришлось сокращать издержки, увольнять сотрудников и даже снижать норму прибыли. Однако уже к концу 1998 года спрос на дорогую мебель стабилизировался.<BR>Продавцы дешевой мебели сразу после кризиса испытывали шквальный спрос. Александр Дубровский, совладелец ЧП Качкин, сообщил корреспонденту "ДП", что в течение 2 недель после 17 августа им нечего было продавать, и магазин превратился в футбольную площадку. Далее на протяжении нескольких месяцев спрос на дешевую мебель был стабильно высоким. Однако к лету 1999 года начал сказываться кризис: все, кто мог купить дешевую мебель, сделали это. Обычно с середины лета до конца октября растет активность покупателей. Этой осенью активного спроса на дешевую мебель не наблюдалось. Но многие специалисты считают, что отложенный спрос на дешевую мебель остается "бездонным". <BR><BR><B>Производители</B><BR>После кризиса продавцы стали искать российского, в первую очередь петербургского производителя. Выяснилось, что существуют фабрики и небольшие мастерские, изготавливающие мебель хорошего качества и при этом ставшую после кризиса в 2-3 раза дешевле импортных аналогов. Но таких оказалось немного. Большинство местных производителей бросились удовлетворять спрос бедных покупателей. <BR><BR><B>"Мелкие и дикие" гонят халтуру</B><BR>Производители, работавшие до кризиса на пределе рентабельности, смогли улучшить этот показатель на 30-40%. Спрос на российскую мебель, по данным Госкомстата, в целом по России увеличился на 70%. По мнению исполнительного директора НП "Гильдия мебельщиков" Дмитрия Ленкова, за 6 месяцев 1999 года спрос на отечественную мебель в Петербурге увеличился примерно на 50%, в первую очередь за счет девальвации рубля и стараний местных производителей по удешевлению их продукции. <BR>Вадим Соболев, технический директор ООО "Ива", считает, что увеличение спроса стало причиной значительного ухудшения качества мебели. Производители используют как можно более дешевые и, соответственно, худшего качества комплектующие. На такое решаются мелкие и "дикие" производители, не рассчитывающие на долгосрочную деятельность. Многие предприятия, изготавливавшие мебель среднего качества и умеренной цены, не смогли перестроить маркетинговую политику и допустили ошибки, приведшие к закрытию производств. <BR><BR><B>Белые и пушистые ищут дизайнеров</B><BR>Те, кто сумели сохранить предприятия и не опустились до производства самой дешевой мебели, стали искать качественные комплектующие местного производства или же производить их сами. Дмитрий Ленков считает, что сегодня особенно выгодно самим производить комплектующие европейского уровня качества. Это позволит возобновить массовый выпуск качественной мебели, которая будет на 40-50% дешевле мебели, собранной здесь, но из импортных комплектующих. <BR>Кризис и изменения конъюнктуры рынка привели к тому, что некоторые производители стали разрабатывать собственные модели мебели. В Гильдию мебельщиков стали поступать просьбы о помощи в поисках хороших дизайнеров. Однако большинство предприятий работают также, как и прежде: копируют новые модели импортной мебели. <BR><BR><B>Торговцам понравилось производить</B><BR>Другим послекризисным нововведением стало появление производителей из числа "чистых" торговцев. Уже упомянутое ЧП Качкин именно после кризиса решило производить мягкую мебель и столы. В месяц они производят 10-15 единиц. Руководители предприятия мотивируют свое решение тем, что норма прибыли производства значительно превышает норму прибыли торговли. <BR>ООО "Биомебель" до кризиса торговало исключительно импортным лабораторным оборудованием и мебелью. В начале 1999 года было принято решение собирать мебель в Петербурге, компания постепенно отказывалась от ввоза готовой мебели, размещала заказы на местных фабриках, а затем, арендовав помещения, вложила $100 тыс. в организацию сборки мебели из импортных комплектующих своими силами. В результате, сообщил исполнительный директор компании Николай Бодров, цена готовой продукции снизилась в 3 и более раза по сравнению с ранее завозимым импортом.<BR>В целом рынок мебели в Петербурге, впрочем, как и во всей России, значительно сегментирован и пестр по ценам, качеству, стилю, объемам производства, географии поставщиков и продаж - короче, переживает бурный рост. (А.С.)