Инвестиции в торговые центры идут по следам потенциальных арендаторов

Петербургским компаниям крайне сложно привлечь инвестиции в создание современных торговых центров. Иностранных инвесторов отпугивает в основном низкая покупательная способность населения.

<BR>Петербургским компаниям крайне сложно привлечь инвестиции в создание современных торговых центров. Иностранных инвесторов отпугивает в основном низкая покупательная способность населения. <BR>Турецкая компания Migros, за 3 года построившая в Москве два торговых центра и два супермаркета (все называются "Рамстор") и вложившая в эту программу около $100 млн, не спешит в Петербург. Представитель компании сообщил "Собственнику" буквально следующее: "Сперва мы построим 20 центров в Москве и лишь потом придем в Петербург. Вслед за нашими арендаторами". Большинство арендаторов (это крупные иностранные и российские торговые компании) в Петербург еще не пришли или в лучшем случае работают через дилеров. Предполагается, что торговые комплексы "Рамстор" (в них есть бутики, кинотеатры, рестораны и т.д.) полностью окупятся за 10 лет - примерно так же быстро, как и суперуспешные, по петербургским меркам, "Ладожская" и "Балканский".<BR><BR><B>Минусы</B><BR>Впрочем, будущее торговых центров не настолько безоблачно, как кажется на первый взгляд. С определенными проблемами они сталкиваются уже сегодня. <BR>В большие торговые центры не любят ходить пожилые люди - они там слишком устают и от размеров, и от неизбежной толчеи. Чтобы покупатель доехал до центра, расположенного на окраине, надо прилагать значительные усилия - в противном случае центр рискует навсегда остаться "магазином рядом с домом". Из-за большого числа посетителей покупатель в торговых центрах не ощущает себя индивидуальностью (продавцы просто не в состоянии обеспечить каждому необходимое внимание, они не помнят постоянных покупателей в лицо). Кроме того, время в торговых центрах проходит не так приятно, как в небольших магазинах. Поэтому центры стремятся не только торговать, но и предоставлять услуги и развлечения. <BR>Если проблемы возникают у покупателей - проблемы возникают и у арендаторов. Кроме того, далеко не все торговцы согласны, например, соблюдать единый режим торговли. Рекламные акции, проводимые в одном магазине, расположенном в торговом центре, как правило, не очень эффективны.<BR><BR><B>Маркетинг</B><BR>В России торговые центры изначально рассчитаны на разные группы населения. К комплексам рядом со станциями метро тяготеют покупатели с низким уровнем дохода, к оживленным магистралям - со средними и высокими доходами. <BR>Торговые центры, расположенные рядом с метро, стремятся всеми силами привлечь именно вторую категорию покупателей. Первый шаг для этого - создание удобной бесплатной парковки, желательно с сопутствующими удобствами: мойка, ремонт и т. д. Второй шаг - привлечение арендаторов, чьи товары и услуги способны заинтересовать покупателей с более высокими доходами. Именно по этому пути идут "Ладожская" и "Балканский".(А.Гр.)