00:0029 ноября 199900:00
1070просмотров
00:0029 ноября 1999
На фоне периодического торжественного открытия ночных клубов в Северной столице торжественно закрылся клуб Candyman.
<BR><BR>На фоне периодического торжественного открытия ночных клубов в Северной столице торжественно закрылся клуб Candyman.<BR>Закрываются, конечно, и другие - или меняют: тематику, направленность, название. Торжественно закрылся только Candyman. Не отвечают мобильные телефоны и пейджеры экс-менеджмента экс-клуба, претендовавшего некогда на центр притяжения не только Ржевки-Пороховых, но и модной публики всего Петербурга. Ассоциация "Ост-Вест", которую называют владельцем клуба, заявляет, что ей принадлежит только помещение, сдаваемое организаторам Candyman в аренду. Знающие люди утверждают, напротив, что менеджмент клуба составляли сотрудники других компаний ассоциации, которая просто не готова рассказывать о причинах такого радикального управленческого решения, как закрытие клуба. Говорят, в освободившемся помещении планируется создать досуговый (развлекательный?) центр.<BR>"Candyman я считаю наименее удачным клубом города, - заявляет Вадим Лакшин, генеральный директор City Club. - Не потому, что он сейчас закрылся. Это было предопределено с самого начала: клуб сразу зарядил не по месту - в таком месте не такие цены должны быть".<BR><BR><B>Ночная активность</B><BR>В Петербурге несколько десятков ночных клубов и клубиков. Точными данными о потребности в таких заведениях не располагает никто, так же как нет и единой точки зрения на перспективы развития рынка ночной жизни города.<BR>Неструктурированность рынка предопределяет ряд странностей - например, запредельные цены на вход в окраинный клуб; закрытие доступного по ценам клуба в час ночи, когда уже не работает метро, или в 11 вечера, после чего по соседству остаются только дорогие клубы - или кафе; несколько дорогих клубов со сходным набором развлечений по соседству. <BR>"Клуб - это место, где люди собираются по интересам", - говорит генеральный директор клуба "Луна" Игорь Рахов. Правда, похоже, что посетителей большинства клубов объединяет пока просто приверженность ночной активности.<BR><BR>Кто на новенького?<BR>Менеджеры клубов города придерживаются двух диаметрально противоположных точек зрения. Первая заключается в том, что клубов в городе еще так мало, что можно открывать и открывать новые, не задумываясь о способах привлечения клиентов. Стандартный набор: преимущественно локальное освещение, музыка (вне зависимости от стилистики) с преобладанием низких частот, барная стойка (две, три), кухня, танцпол, гардероб (не всегда соответствующий вместимости клуба), в среднем полутора-двухчасовое выступление, возможны бильярд или рулетка.<BR>Мнение второе - клубов в городе вполне достаточно, но они очень похожи друг на друга. Вадим Лакшин полагает: "Все идут по одной направленности: дорого и похоже".<BR>Значит, важна отстройка от конкурентов, предполагающая изучение их опыта и направленную работу по формированию контингента постоянных клиентов. Марина Михайлова, главный менеджер клуба "Луна", считает: "Важна внешняя политика клуба: по отношению к клиентам, конкурентам и поставщикам. К последним нужно относиться с любовью. Организация их презентаций и дегустаций в клубе идет на пользу и им, и нам, и посетителям. Отношение к конкурентам должно быть благожелательным, а их опыт нужно изучать, сравнивать со своим".<BR>Самир Аскеров, заместитель генерального директора ЗАО "ЭМ-ТРЕЙД", убежден, что в создаваемый сейчас его компанией клуб люди будут ездить ради формируемой в нем атмосферы и нетрадиционных для обычной ночной жизни программ. Клуб планируется оформить как зимний сад - с рекой, мостиками, живыми цветами, соответствующим светом; общей идее экологичности должно соответствовать и специальное оборудование - аппаратура для очистки воздуха и расщепления табачного дыма. В то же время клуб продолжит эстетику урбанизированного Востока, свойственную уже действующему ресторану компании - "Лесной". <BR>"Сохранится, - продолжает Самир Аскеров, - ресторан, в котором можно вкусно поесть, а по фасаду клуба расположатся кафе и бар с более низкими, чем в ресторане, ценами. Клуб тем не менее планируется не как дополнение к ресторану - он будет жить за собственный счет. Конечно, он не станет высокодоходным, скорее - среднерентабельным".<BR>"Я не могу назвать стабильно работающие клубы, и это нормально, - размышляет Игорь Рахов. - Постоянно открываются какие-то новые заведения, а новизна всегда притягивает. Если клуб новый - это модно, тебя все спрашивают: "А ты был?" - как же не посетить. Вот, например, "Академия": это не клуб, а ресторан, но он стал неким клубным местом. Недавно появилась "Акватория", и многие считают для себя необходимым посетить этот клуб, потому что он новый и модный.<BR>Правда, сейчас вообще тяжело открыть новый клуб. То есть не собственно открыть - это-то несложно, а вот привлечь и удержать публику - это требует работы, постоянно должно появляться что-то новое. Мой опыт показывает, что первые полгода где-то после появления любой новый клуб может быть популярен. А вот дальше уже должна сработать какая-то своя собственная фишка. Иначе клуб обречен на провал. Провал любого такого предприятия, как наше, обусловлен всегда потерей связи между организацией самого бизнеса и интересами клиентов. Вот "Хали-гали" же нашли свою нишу - к ним даже из других городов специально приезжают, их знают".<BR><BR><B>Недоступная фишка</B><BR>Слабая половина Петербурга взбудоражена: кажется, предприимчивые люди поняли, что клубный бизнес можно строить не только на мужчинах. Самостоятельные дамы готовы платить и за деловой ланч, и за вечер с приятельницей в специальном клубе. Например, в бывшем Joy ныне собираются "Грешницы" - правда, только по пятницам. Демократичность цен и счастье быть избавленными от навязчивых мачо привлекают не только представительниц однополой любви, но и барышень, предпочитающих пить пиво с приятельницами за чисто женскими разговорами.<BR>Ценительницы же настоящих мужских прелестей отправляются на охоту. Точнее, в клуб "Национальная охота". <BR>Из уст в уста передают с придыханием потрясающее: вечер, предваряющий уик-энд, отдан только нам, слабым и беззащитным - бесплатный вход, выпивка и настоящий мужской стриптиз. Для мужчин входа нет! Их, бедолаг застоявшихся, к разгоряченным дамам запускают конкретно: по окончании шоу. За экзотическими амазонскими ощущениями отправились две вполне совершеннолетние барышни - представительницы творческих профессий, внешне сильно напоминающие тинэйджеров. Барышням во входе отказали без объяснения причин. "Я не знаю, - делилась одна из них, - может, они у нас на физиономиях прочли, что сильно много денег мы там не оставим, а пятница - день дойный, вот для кошельков места и берегли. Нам, как мы ни спрашивали, так и не объяснили, почему нас не пускают. У нас, говорят, частный клуб - имеем право не пускать".<BR>Через неделю на охоту отправились две амазонки, внешность которых демонстрировала наличие вуза за плечами, собственного успешного бизнеса в настоящем и желания отвлечься от личных проблем по максимуму. Их тоже не пустили. "Я не знаю, что там у них за фэйс-контроль, - яростно недоумевает одна из бизнес-леди, - но я туда больше ни ногой и всем своим приятельницам отсоветую - кому нужно такое унижение! Мы уже большие девочки, у нас связи, положение, деньги, которые мы готовы были там оставить, - и чтобы к нам так относились?!"<BR><BR><B>Уютная эротика</B><BR>"Хорошую эротику в городе сделала и сохранила только "Луна", - считает Самир Аскеров. Заглянувший на 20 минут Валерий Леонтьев, вспоминает Игорь Рахов, остался до утра. Потом попросил художественного руководителя клубного шоу Геннадия Сенькова поставить ему программу. "Теперь две наши девочки работают у Леонтьева: конечно, это признание, - продолжает Игорь Рахов. - Наше шоу приглашают выступать и в другие страны, но мы же не можем оставить клуб без его главного козыря. Мы заняли ту нишу, которой в городе нет: эротическое театрализованное шоу".<BR>А Вадим Лакшин уверяет, что его клуб, расположенный в центре города, держит самые низкие цены по одной причине: "Мне, когда я был студентом, не хватало такого вот места. Возможно, пройдут годы, и мне захочется открыть что-то дорогое и респектабельное - но тогда уж, скорее, на Невском". А поскольку похожих друг на друга клубов уже достаточно, рассуждает Вадим Лакшин, должны появляться какие-то "другие" клубы.<BR><BR><B>Питание народа</B><BR>В отечественной практике клуб, как правило, предполагает возможность выпить и не только закусить, но и поесть. Значит, кухня, ее ассортимент, скорость приготовления блюд - одна из важнейших составляющих клубного отдыха. Недаром в "Талеоне", например, нет арт-директора, но есть директор казино и директор ресторана. В "Достоевский" или JFC JAZZ CLUB публика собирается потанцевать под живую музыку или просто ее послушать.<BR>Вадим Лакшин считает, что сходство в подходе к такому бизнесу, как казино, и к такому, как клуб, в одном: "И там и там есть питание народа и отдых. Просто акценты разные - в одном случае на питание, а в другом - на азарт". Большинство менеджеров согласны с тем, что кухня и бар от клубного бизнеса не отделить, а вот казино - это совсем другое дело. Тем не менее их нередко сочетают. "Разницы в управленческих приемах нет, - тверд Вадим Лакшин. - Каждый человек стоит на своем месте и выполняет свои функции".<BR>Игорь Рахов недавнее появление в "Луне" казино объясняет так: "Мы анализируем, что привлекательно для наших клиентов. Понимаете, мужчина - это большой ребенок, и ему нужны развлечения. Когда он отдохнул и у него хорошее настроение, ему нужно что-то еще, чтобы поднять уровень адреналина. Женщины тоже очень азартны и охотно играют в казино. Из всех возможных развлечений самым приемлемым и интересным для наших клиентов мы сочли именно казино. Ведь наш контингент - это именно те люди, которые могут себе позволить когда-то выиграть, а когда-то проиграть определенную сумму". Клуб изначально делал ставку на людей неюных, достигших уже определенного положения. "Когда мы создавались, - продолжает Игорь Рахов, - такого места, где люди определенного статуса могли бы отдохнуть в спокойной обстановке, в Петербурге не было. Мы изначально сделали ставку на них, и нам удалось занять эту нишу, завоевать свое место на рынке". По словам Марины Михайловой, на клиентов должны быть ориентированы определенная рекламная политика, системы скидок, клубных карт и компьютерного обслуживания: "У нас есть разные карты, и каждый их тип предполагает разные льготы для их обладателей. Все это учитывается нашей мощной компьютерной системой обслуживания клиентов. Она не только облегчает использование кредитных карт, но и позволяет сразу учитывать и заказы, и скидки".<BR>"ЭМ-ТРЕЙД" в своем новом комплексе не планирует ни казино, ни игровых автоматов. Зато предусмотрена концертная площадка, на которой будут проводиться очень разные программы. Например, предполагаются спортивные танцы. Уход от "эротического суррогата", которым заполнены клубы Петербурга, - это не принцип владельцев или менеджмента компании, утверждает Самир Аскеров, а позиция рынка: "Люди наелись однообразия. Возможно, в дневные часы уик-энда удастся сделать семейные программы - с выступлениями артистов, детскими дискотеками, но пока об этом говорить сложно: детей очень легко обидеть. Пообещать им что-то и не сделать, поэтому лучше мы сначала сделаем".<BR>Клуб Hollywood Nites детские программы сделал. По воскресеньям, днем выступали артисты, барды, проводились дискотеки. Но эта клубная фишка не дожила даже до осени. Именно летним затишьем, когда детей в городе практически просто нет, объясняют в клубе неудачу детских программ. Впрочем, несмотря на воцарившиеся морозец и учебный год, продолжение опыта не предполагается. <BR>Отсутствие традиций семейного отдыха, когда ребенок - не приложение к семье, а ее неотъемлемая часть, сказывается даже на том, что ни у менеджмента, ни у арт-руководства петербургских ночных клубов просто, по данным "ДП", нет идей, как привлечь в клубы семейных посетителей в неночное время.<BR><BR><B>Финальная фишка</B><BR>Клуб Candyman привлек к себе внимание сразу. Туда стремились - поразиться "промышленной" эстетике дизайна, бывшей 3 года назад внове, классному саунду и профессиональному свету. В клуб рвались - на выступления классных артистов, которыми не изобиловала клубная жизнь. Билеты на эти ночные концерты спрашивали, как на лучшие премьеры в лучшие времена.<BR>Рестораны и клубы, оформленные в стилистике заводского цеха, ныне не редкость, как и выступления звезд разного калибра в найт-клабах. Фишка не может быть неизменной. Так динозавры и вымерли...