00:0029 ноября 199900:00
14просмотров
00:0029 ноября 1999
Внедрение международных стандартов ISO-9000 происходит с ужесточением конкуренции среди предприятий родственного профиля.
<BR>Внедрение международных стандартов ISO-9000 происходит с ужесточением конкуренции среди предприятий родственного профиля.<BR>В конкурентной борьбе значимым становится фактор качества. Борьба за потребителя, за рынок заставляет предприятия воспринимать систему качества не как инструмент контроля, но как средство к достижению результата.<BR><BR><B>Внутри и снаружи</B><BR>В принципе, для работы на внутреннем рынке можно было бы ограничиваться и российским сертификатом качества: "Российские потребители спрашивают российский сертификат, - рассказывает заместитель технического директора по качеству ОАО "Севкабель" Владимир Мирановский. - А вот потребители даже из ближнего зарубежья этим уже не довольствуются. Поэтому, учитывая то, что мы успешно прошли сертификацию в российском госстандарте, мы пригласили специалистов из международной организации, которая в нашей отрасли наиболее авторитетна и сертификаты которой признают также и в США. Они провели обследование нашего предприятия по реализации международной системы качества, и теперь у нас два сертификата". <BR>"Мнение, что не имеет смысла обращаться к ISO тем, кто работает только на российский рынок, - это абсолютное заблуждение, - говорит Сергей Кряжев, директор по маркетингу ЗАО "Победа/Knauf". - Это действенная и эффективная система постановки управления качеством, принятая во всем мире. Она позволяет как улучшить качество продукции, так и расширить рынок".<BR><BR><B>Качественная цепочка</B><BR>"Еще не так давно наше предприятие находилось на грани банкротства, и нам разрешили в качестве эксперимента взять его в свои руки, - вспоминает Сергей Полонский, начальник отдела маркетинга ЗАО НПО "Керамика". - Была разработана программа по выводу предприятия из кризиса, одним из приоритетов в которой было эффективное управление качеством. Благодаря этому мы и выжили и стали расти, не используя никаких кредитов, - только за счет собственной прибыли. Мы первыми стали сертифицировать кирпичную продукцию, хотя кирпич и не подлежит обязательной сертификации. Этот шаг значительно повысил планку ответственности, принес дополнительных покупателей. Внедрить стандарт ISO-9000 мы планируем в следующем году".<BR>По мнению маркетологов, использование ISO в первую очередь оптимизирует работу самого предприятия, дает картину его внутренних ресурсов, конкретизируя ответственность каждого за свой участок работы. Во-вторых, дает улучшение качества самой продукции, в-третьих - качества обслуживания клиентов. "Внедрение системы управления качеством дает нам плюс и во взаимодействии с такими серьезными структурами, как, например, РАО "ЕЭС России", - приводит пример Владимир Мирановский.<BR>Предприятие, использующее международную систему управления качеством, начинает выдвигать аналогичные требования к своим партнерам. Тем самым формируется единая "качественная цепочка", охватывающая знаком качества все - от начального сырья до реализации конечного продукта. <BR><BR><B>Главное - люди</B><BR>Необходимость "работать по-новому" нередко сопряжена для персонала с определенными психологическими трудностями. Поэтому внедрение новых стандартов качества предполагает прежде всего работу с персоналом, его обучение. "Каждый документ, который мы готовили по системе управления качеством, создавался именно теми людьми, которые задействованы на этом конкретном участке работы, - говорит Владимир Мирановский. - Документ по вопросам хранения продукции "обкатывал" коллектив, который занимается хранением продукции, документ по снабжению - те, кто занимается снабжением, и т.д. В разработке документов по качеству приняли участие почти все руководители среднего звена. <BR>Система качества предусматривает и проверки ее функционирования. Раз в квартал специальная группа аудиторов перепроверяет каждую позицию, и вот что здесь важно: когда вскрываются какие-то недостатки в деятельности того или иного сотрудника - это не значит, что он подлежит наказанию. Наоборот, тем самым ему подсказывается, где слабое звено, где надо доработать. И когда народ это понял - пошли уже предложения с мест. При внутренних аудитах каждое подразделение высказывает свои соображения по совершенствованию системы, и мы вносим коррективы в наши документы".(О.К.)