00:0026 ноября 199900:00
12просмотров
00:0026 ноября 1999
За последние 6 лет западные компании и их российские дилеры вложили в петербургский рынок фотоиндустрии около $10 млн.
<BR><BR>За последние 6 лет западные компании и их российские дилеры вложили в петербургский рынок фотоиндустрии около $10 млн. <BR>Сфера фотоуслуг в России к началу 90-х годов резко отличалась от западной. <BR><BR><B>Было просторно</B><BR>Российским гражданам предлагалось фотографирование на документы и для семейных архивов, а услуги по проявке и печати любительских фотографий практически отсутствовали. Внедрение зарубежных фотоконцернов Kodak, Agfa, Fuji, Konica в России не встретило никакого сопротивления, так как они вывели на рынок спрос на цветную любительскую фотографию и сформировали потребность в соответствующем сервисе. Лаборатории, обрабатывающие цветные фотоносители, до сих пор в основном используют только импортное оборудование и материалы, поставляемые фотокомпаниями Kodak, Agfa, Fuji, Nоritsu и др.<BR>Поначалу рынок был настолько свободен, что западным компаниям даже не приходилось конкурировать между собой в общепринятом смысле этого слова. <BR><BR>Обвал был...<BR>Последовавшая ценовая война за выживание, в результате которой стоимость одного цветного снимка снизилась за последующие годы примерно с $0,30 до $0,10, была связана с другими факторами - приходом на петербургский рынок московских оптовых компаний и стихийным завозом в город побывавшего в употреблении оборудования из Польши, Германии и США. Серьезные игроки фотомира, у которых рентабельность упала с 20-25% до 10%, пытались договориться с новичками о сбалансированной ценовой политике, но из этого ничего не вышло, и сегодняшние 10-15% для большинства продавцов по печати оказались почти разорительными. До обвала спроса закупленные за $15-30 тыс. минилабы можно было окупить за 2 года, теперь этот срок растянулся до 5 лет. Чтобы сохранить сформированные сети магазинов и клиентуру, продавцы пошли на беспрецедентные меры по снижению издержек, экономя на оснащении минилабов - системах очистки воды, вентиляции, даже перебираясь из офисных помещений в подвалы или гаражи либо урезая снимаемые площади до минимальных. Это позволило им удержаться, несмотря на резкое снижение цен. <BR><BR><B>...но у крупных проходит</B><BR>После резкого в прошлом году спада на рынке потребительских фотоуслуг, положение несколько стабилизировалось. <BR>Представитель фирмы Kodak в Петербурге Галина Шпаковская (см. "ДП" от 9 октября 1999 года) отмечает, что для того, чтобы удержаться на российском рынке и сохранить клиентов, компании пришлось продумывать целый комплекс мероприятий по снижению своих цен (без ухудшения качества).<BR>Как говорит директор центральной фотолаборатории АОЗТ "Сивма" Леонид Затуливетров, работающим на этом рынке предпринимателям уже не приходится, как в первые месяцы после августовского кризиса 1998 года, делать чуть ли не еженедельную сверку ценовой политики конкурентов. У крупных игроков этого рынка - АОЗТ "Сивма", ЗАО "СП "Петр Великий", АОЗТ "Полифото" и "Коника фотоэкспресс" - цены, к примеру, на печать фото 10х15 удается удерживать в диапазоне 2,30-3,00 рубля, оптовые - 1,60-1,80 рубля. Оптовые клиенты привлекаются за счет предоставления скидок и введения бесплатных услуг типа доставки, в зависимости от объема обрабатываемого материала и постоянства клиента.<BR>Начальник отдела оптовых продаж ЗАО "СП "Петр Великий" Марина Чак также отмечает позитивные процессы на рынке: "Главное - фотобизнес выживает, совершенствуя качество своих услуг, что в конечном счете оказывается на руку потенциальному клиенту". <BR>С весны этого года все компании, обслуживающие фотолюбителей, отмечают некоторое увеличение числа клиентов (а следовательно, и прибыли). Это подтверждает и директор ИВЦ "Реал" Алексей Васильев: "Проходившая в октябре этого года Четвертая Санкт-Петербургская фотоярмарка продемонстрировала, что фотография по-прежнему - одно из самых массовых увлечений, а компании-участники отмечали тенденцию к стабилизации российского фоторынка. А выйдет ли фотобизнес в Петербурге на докризисный уровень, думаю, можно будет судить уже после октябрьской фотоярмарки 2000 года".<BR>Правда, о конкретных суммах те же участники фотомира предпочитают умалчивать - этот сегмент петербургского рынка до сих пор остается одним из самых закрытых.<BR><BR><B>Частникам не весело</B><BR>Частные предприниматели, бросившиеся было несколько лет назад активно закупать минилабы, сегодня от них стараются избавиться. Изобилие предложений на рынке фотооборудования отчасти объясняется и стремлением предпринимателей избавиться от завезенных пару лет назад в основном европейских б/у и морально устаревших машин. <BR>Поэтому сегодня перенасыщен уже рынок сэконд-хэнда подобного оборудования в Петербурге. Цены на него резко упали с $30-180 тыс. до $5-10 тыс. Если на пике рентабельности в городе действовало более 100 минилабов, то сегодня об их количестве судить очень проблематично. Большинство не закрывается только потому, что оборудование невозможно продать.