Франчайзинг отказывается говорить по-русски

Франчайзинг в России развивается трудно и крайне медленно. Все попытки его стимулировать потерпели фиаско. Тем не менее в Петербурге успешно действуют несколько компаний, использующих этот метод. Сколько их - неизвестно никому, соответствующая статистика

<BR>Франчайзинг в России развивается трудно и крайне медленно. Все попытки его стимулировать потерпели фиаско. Тем не менее в Петербурге успешно действуют несколько компаний, использующих этот метод. Сколько их - неизвестно никому, соответствующая статистика отсутствует. <BR>Во всем мире франчайзинг развивается прежде всего среди предприятий малого бизнеса. В Петербурге ситуация иная. Малый бизнес практически не использует эту схему. "Комиссию по лизингу и франчайзингу ликвидировали, Программа поддержки малого предпринимательства была не принята, - грустит представитель Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) в Петербурге Сергей Силинг. - Содействие американцев по развитию франчайзинга в России резко сокращено. Нет никакой поддержки ни со стороны города, ни со стороны иностранцев для внедрения франчайзинга в Петербурге". <BR>В России пионерами франчайзинга в начале 90-х стали московские FM-радиостанции, создававшие региональные сети вещания. Для этого заключался соответствующий договор с какой-нибудь местной структурой, имевшей права на радиочастоту. Московская радиостанция за определенную плату предоставляла провинциальным коллегам радиоэфир с возможностью местных включений и право использования ее торговой марки для продажи рекламы. <BR><BR><B>Почему</B><BR>Одна из причин, по которой франчайзинг как система поддержки малого предпринимательства слабо приживается в России, - слабая законодательная база и отсутствие налоговых льгот. "Во 2-й части Гражданского кодекса были впервые легализованы два таких экономических явления, как лизинг и франчайзинг. При этом лизинг получил хотя бы минимальные налоговые льготы. Несмотря на все сложности, он имеет тенденцию к росту: лизинговых компаний сейчас уже больше тысячи. А вот франчайзинг в России не состоялся", - говорит Сергей Силинг. <BR>Вторая причина - отсутствие у малого бизнеса необходимого капитала для покупки франшизы. "В Петербурге минимальные начальные затраты были у компании "Баскин Роббинс" - вместе с оборудованием они составили $50-60 тыс.", - продолжает Сергей Силинг. <BR>"Основные затраты - это оборудование и ремонт, - рассказывает управляющий директор петербургской сети кафе "Баскин Роббинс" Галина Сонина. - Мы обязаны приобретать исключительно те материалы, на которые нам укажут. Только один холодильник, например, обходится нам в $3000".<BR>"По договору мы должны импортировать все продукты, необходимые для приготовления пиццы, - говорит менеджер по маркетингу ресторанов "Пицца-Хат" Светлана Белькова. - Это огромные расходы, которые, в свою очередь, взвинчивают наши цены. Но существуют специальные ингредиенты, изготовляемые только для "Пицца-Хат", и мы вынуждены покупать их". <BR>Все крупные франчайзинговые компании приходят в ту или иную страну через систему мастер-франшизы: ее обладатель получает право продажи торговой марки франчайзора фирмам на территории своего региона. Средняя стоимость мастер-франшизы - порядка $0,5 млн, и имеющих возможность купить ее немного. В Петербурге владельцем мастер-франшизы является Grillmaster. <BR><BR><B>Петербургская история</B><BR>Начиналось все очень хорошо. В 1993 году в Петербурге был создан Фонд развития науки, техники и франчайзинга, появилась Комиссия по лизингу и франчайзингу Общественно-экспертного совета при правительстве Петербурга, затем начал действовать Франчайзинговый учебно-консультационный центр, созданный при участии Фонда "Евразия" по линии USAID, осуществлявшей грантовую поддержку франчайзинга. В Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Петербурге на 1998-2000 гг. была включена реализация пилотного проекта по созданию франчайзинговой сети на базе одного из успешно действующих петербургских предприятий. Все франчайзинговые предложения, распространяемые Международной франчайзинговой организацией, ориентированы в основном на США, Канаду и Европу: "В "Путеводителе по франчайзингу", выпускаемом дважды в год, предложений для России нет", - говорит Сергей Силинг. <BR><BR><B>Корни</B><BR>Система франчайзинга предполагает полное копирование бизнес-формата компании-франчайзора фирмой-франчайзи.<BR>"На российском же рынке любой франчайзинг - это полуфабрикат, - говорит Александр Зайцев, представитель ЗАО "АГ СуперЦентр", в недавнем прошлом возглавлявший петербургский филиал. - Франчайзинг предполагает, что тебе полностью объяснят, что и как делать.<BR>Но в России бизнесмены зачастую встречаются с проблемами, решение которых требует опыта, которого нет у зарубежных франчайзоров - например, та же коррупция или бюрократия".<BR>Еще один минус для зарубежного франчайзора - трудность контроля.<BR>"Проверяющий приезжает раз в год и буквально на пару дней, поэтому жесткая инспекция просто невозможна, - продолжает Александр Зайцев. - "АльфаГрафикс" хорош тем, что, выдвигая жесткие стандарты, например, в оформлении интерьера, предоставляет большую свободу действий в манере ведения бизнеса, в управлении финансами. Каких-то строгих цифр я никогда не придерживался, но, правда, если делались существенные отклонения от стандартов - об этом тут же напоминали".<BR>Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ АОЗТ "1С", рассказал, чем западный франчайзинг отличается от российского: "Западный бизнес - спокойный, холодный, честный и открытый. Там франчайзи честно платит франчайзору определенный процент от прибыли. В России это невозможно: никто реально своей прибыли сейчас не показывает. Далее во франчайзинге очень много зависит от соблюдения договора, и если на Западе защита от нечестного франчайзи - закон и суд, то у нас по-прежнему многое строится на доверии. <BR>Я не знаю западного аналога франчайзингу по внедрению программных разработок, который использует "1С". Наш франчайзинг развивается как сообщество дружелюбных творческих профессионалов, и элемент самоорганизации у него выше".(О.К.)