00:0010 ноября 199900:00
12просмотров
00:0010 ноября 1999
zhelvitsky@delo.spb.ru
<BR><BR>zhelvitsky@delo.spb.ru<BR>Создание консорциума петербургских софтовых компаний, работающих на зарубежных заказчиков, приведет к тому, что доходы от экспорта программного обеспечения в начале 2000 года заметно увеличатся. <BR>Регистрация нового объединения с названием "Форт-Росс" должна произойти до 12 ноября 1999 года. В конце лета в состав консорциума входило только четыре компании (см. "ДП" №86/99). Сейчас их уже 10, и, судя по всему, число участников объединительного процесса будет расти и дальше. В создании консорциума участвуют городские власти в лица Комитета по внешнеэкономическим связям администрации Петербурга. <BR><BR><B>В один кулак</B><BR>Подъем перспективной для петербургской экономики отрасли должен произойти за счет концентрации усилий и ресурсов разрозненных компаний при поиске новых заказчиков за рубежом. Кроме того, крупная структура, поддерживаемая городом, сможет успешнее отстаивать свои интересы при переговорах с крупными заказчиками. <BR>Издержки, непосредственно связанные с созданием программы, не превышают, как правило, 20% стоимости продаваемого продукта. Эта доля в большинстве случаев является потолком для доходов отечественных разработчиков. Почти все они продают не конечный продукт, а только свои услуги по созданию ПО. К тому же расценки на эти услуги иностранцы держат на относительно низком уровне. Они говорят, что российский исполнитель является небольшой и, следовательно, ненадежной компанией. Кроме того, политическая ситуация в России нестабильная. Поэтому зарубежные заказчики повышают свою долю в продаваемом продукте, стремясь компенсировать реальные и выдуманные риски.<BR><BR><B>Сила против силы</B><BR>За несколько лет работы на экспорт петербургские разработчики поняли, что к ним на Западе относятся как к людям второго сорта. Подозревают в краже интеллектуальной собственности, а сами не гнушаются воровством специалистов. "Силе должна противостоять сила", - решили местные разработчики ПО.<BR>"Объединяться нужно было лет пять назад. Но тогда мы думали, что и сами возьмем свой миллион долларов. А городские власти только сейчас поняли, что компании, занимающиеся созданием ПО, обеспечивают занятость и пополняют налогами бюджет города", - сожалеет об упущенном времени генеральный директор компании "Ланит-Терком" Андрей Терехов.<BR>Совокупный доход петербургских разработчиков ПО оценивается в сумму от $15 до $100 млн. В основном это экспортные поставки. Прогнозировать, насколько возрастет реализация услуг петербургских компаний, участники консорциума не берутся. Однако еще не созданное объединение уже вызвало интерес иностранцев. Можно предположить, что новые крупные заказы появятся уже в первый месяц существования консорциума. <BR>Объединение разработчиков будет иметь общий сайт и рекламный бюджет.<BR>"Зарубежный партнер, который продает наши разработки под собственным именем, только на размещение рекламы в газетах тратит в год $15 тыс. Мы такие траты на рекламу не можем себе позволить. А ассоциация сможет. Кроме того, иностранные заказчики легче идут на контакт с крупными и солидными организациями. Особенно с теми, которые поддерживаются местными органами власти", - обосновывает свои надежды на рост заказов генеральный директор компании "Аркадия" Аркадий Хотин.<BR><BR><B>Резерв </B><BR>Совместное продвижение услуг петербургских программистов на мировом рынке - не единственная цель создания ассоциации. Объединение должно способствовать выходу местных компаний за рубеж с собственными конечными продуктами. Они создают программу, а какая-нибудь зарубежная компания оформляет ее в конечный продукт, но уже под собственным именем, и продвигает этот продукт на мировом рынке. Иногда программы продаются в России, а пользователи даже не подозревают, что их разработали отечественные программисты. <BR>"В технической сфере американцы уже нас ничему не могут научить. Скорее мы их. Это подтверждает уровень наших разработок и победы петербургских студентов на олимпиадах по программированию. А вот управлению продажами программного продукта нам нужно учиться и учиться", - убежден Андрей Терехов. <BR>Для выхода на западный рынок с конечными продуктами консорциуму потребуется время. Нужно поработать год-два, набраться знаний и опыта, а также накопить определенный капитал. Без больших денег на Западе конечный продукт не продать. К примеру, Windows - не самый лучший продукт, но более совершенные операционные системы продаются гораздо хуже детища Microsoft. Потому что меньше денег вкладывают в продвижение и рекламу своих программных продуктов. <BR>Петербургские программисты не сидят без работы. Однако участники консорциума убеждены, что недостатка в специалистах не будет. "На 90% местные программисты заняты несерьезной работой, хотя могут решать очень серьезные задачи, если 3-4 месяца заниматься их переподготовкой", - говорит Андрей Терехов.