00:0029 октября 199900:00
9просмотров
00:0029 октября 1999
Прошлогодний кризис, ударивший по рынку грузоперевозок, помог российским фирмам Северо-Западного региона в борьбе с финляндскими конкурентами. Отечественные транспортники, благодаря опыту работы в кризисных ситуациях и наличию под боком внутреннего рынка,
<BR><BR>Прошлогодний кризис, ударивший по рынку грузоперевозок, помог российским фирмам Северо-Западного региона в борьбе с финляндскими конкурентами. Отечественные транспортники, благодаря опыту работы в кризисных ситуациях и наличию под боком внутреннего рынка, сумели выстоять.<BR>Финляндская ассоциация грузоперевозок SKAL, в которой состоит около 9000 владельцев грузовых компаний, ведет давнюю борьбу за обладание российским рынком. В начале 90-х годов финны доминировали на рынке транзитных перевозок в Северо-Западном регионе, однако затем стали уступать позиции российским фирмам. Конкуренция привела к "транспортным войнам", когда власти России и Финляндии предпринимали дискриминационные меры по отношению к грузовикам из соседних стран. SKAL несколько раз организовывал бойкоты российских машин в финляндских портах.<BR><BR><B>Спасибо кризису</B><BR>Именно эти бойкоты отчасти способствовали тому, что российские перевозчики оказались более устойчивы к кризису. Периодически лишаясь заказов на международные перевозки, они начали активнее осваивать внутренний рынок.<BR>"Сейчас перевозки из Финляндии не превышают половины от общего объема, хотя пару лет назад они составляли 90%", - сообщил помощник генерального директора АО "Совавто-СПб" Игорь Ожигов. "Такие изменения произошли не от хорошей жизни, а вследствие кризиса. Но финнам пришлось еще хуже".<BR>Осенью 1998 года импортные грузовые перевозки резко сократились. Перевозчики были вынуждены снизить валютные тарифы в среднем на 40%, поставив свой бизнес на грань рентабельности. В течение года положение на рынке постепенно улучшалось, однако и сейчас, по мнению грузоперевозчиков, цены на топливо и запчасти растут быстрее, чем их тарифы. Российские фирмы при этом оказались в более выигрышных условиях, поскольку могли закупать расходные материалы за рубли и работать на внутрироссийских рейсах. По финнам кризис ударил гораздо сильнее. Сейчас SKAL предупреждает о возможной волне банкротств в следующем году. <BR><BR><B>Бей своих</B><BR>Победив "внешнего противника", крупные отечественные перевозчики столкнулись с другим конкурентом.<BR>"Сейчас на рынке усилилось влияние мелких частных фирм", - говорит Игорь Ожигов. "Возникла масса организаций и частных лиц, владеющих двумя-тремя грузовиками, которые перехватывают заказы, играя на демпинговых ценах. Фирмы, подобные "Совавто", вынуждены нести затраты на содержание аппарата, техническое обслуживание автопарка, платить налоги. Мелкие перевозчики практикуют наличные расчеты и уход от налогов".<BR>Крупные фирмы жалуются также на пристальное внимание к себе таможни. "По российскому законодательству за все нарушения таможенных правил ответственность несет перевозчик. Мелкого частника вычислить трудно, а у нас 300-350 машин работают на зарубежных рейсах и ежедневно проходят контроль", - досадует Игорь Ожигов. "Сейчас начали поднимать дела о недоставке грузов, относящиеся к 1993-1994 годам, когда система контроля была другая. Многих фирм-грузополучателей уже не существует, а мы есть и вынуждены отвечать за их действия. Возбуждено уже около 60 дел о недоставке, а поскольку происходило все несколько лет назад, суммы штрафов начисляются астрономические".