00:0027 октября 199900:00
10просмотров
00:0027 октября 1999
Сегодня инвесторам невыгодно вклады-ваться в строительство современных паркингов. Несмотря на то что городская администрация разработала ряд программ строительства новых паркингов, проблема так и не решается.
<BR><BR>Сегодня инвесторам невыгодно вклады-ваться в строительство современных паркингов. Несмотря на то что городская администрация разработала ряд программ строительства новых паркингов, проблема так и не решается. <BR>В Петербурге насчитывается более миллиона легковых автомобилей. Только половина машин имеет место постоянного хранения, остальные вынуждены парковаться под открытым небом. Город перегружен неприкаянными автомобилями. Найти постоянную парковку, особенно в центре, чрезвычайно сложно. Хранение машины под окнами собственной квартиры становится обычной практикой. <BR>Крышу над собственным авто желают иметь все. Беда в том, что местом постоянного хранения обеспечено менее 60% парка автомобилей, из которых лишь 2% располагаются в многоэтажных наземных, подземных и встроенных гаражах. Большая часть личного транспорта, имеющего постоянное пристанище, обитает в одноместных гаражах-боксах (обычно объединенных в кооператив) и на платных автостоянках под открытым небом. Вся эта благодать, как правило, располагается довольно далеко от дома, где живет водитель. Но выбирать не приходится. Потенциальная потребность в многоярусных паркингах очень высока, а польза от их возведения понятна всем. Однако гаражный бизнес, включающий строительство и эксплуатацию подобных объектов, практически не развивается. <BR><BR><B>Есть проблемы</B><BR>С градостроительной точки зрения многоэтажные паркинги являются самым выгодным направлением по снятию проблемы хранения автомобилей. В Петербурге давно разработана комплексная программа, касающаяся развития многоэтажных парковок, освоения подземного пространства в центре города, расширения встроенных гаражей-стоянок в новых домах и даже создания такой экзотики, как сеть плавучих парковок. Однако серьезные проблемы возникают с существующей нормативно-правовой базой, касающейся такого типа строительства. Потребовалась новая редакция СНиПов, касающихся возведения парковок. Выйти в свет ей суждено лишь в начале 2000 года.<BR>На каждую тысячу жителей требуется около 150 парковочных мест, а сейчас рядом с 17-этажным домом строится паркинг в лучшем случае на 20 машин. <BR>Программа требует постоянной коррекции, но этого не происходит, таково личное мнение директора ГУП "Городской центр автостоянок и гаражей" Андрея Подобеда: "Программы как таковой нет! Есть лишь схема, предлагаемая КГА, но жизнь так быстро меняется, что она устаревает каждый год". Сейчас инвестиционно-тендерная документация, касающаяся строительства капитальных многоярусных паркингов, проходит через ГУ "Управление инвестиций", и этот процесс занимает немало времени. Центр автостоянок и гаражей готов взять на себя работу по подготовке всего пакета документов, касающихся строительства гаражей и автостоянок любого типа, включая гаражи-боксы и открытые стоянки. По мнению Андрея Подобеда, это значительно ускорит процедуру оформления. Однако простые автолюбители видят в этом проявление монополизма. "Опять все функции оказываются в руках неких чиновников, обойти которых невозможно!" - считает Павел Корчагин, председатель городского и областного совета Всероссийского общества автомобилистов.<BR><BR><B>Цифры</B><BR>Платежеспособность большинства автовладельцев невысока. По словам Игоря Аванесова, генерального директора проектного института ОАО "СПб Гипроавтотранс", ориентировочная стоимость одного машино-места в паркинге должна составлять около 30% от стоимости автомобиля: "В расчете на массового клиента эта цифра должна находиться в пределах $2000-3000". Согласно калькуляции, проведенной различными организациями, участвующими в строительстве подземных и многоярусных гаражей, сейчас средняя себестоимость одного машино-места составляет $2000-3500. Продаются они, соответственно, в 1,5-2 раза дороже - за $4000-6000. Для владельца отечественных, пусть даже новеньких "Жигулей" эта цифра, мягко говоря, великовата. В центре города цены доходят до $10.000-12.000 за машино-место и ориентированы только на специальных клиентов.<BR><BR><B>Инвесторы</B><BR>Основными причинами, отпугивающими потенциальных инвесторов, желающих вложить деньги в строительство автопаркингов, являются высокие суммы отчислений на развитие городской инфраструктуры и непомерно долгие сроки согласования проекта. С этим соглашаются и сами чиновники. Александр Шабасов, директор ГУ "Управление инвестиций", считает, что не нужно брать отчислений на инфраструктуру: "Моногоярусные, подземные и встроенные гаражи и есть инфраструктура". <BR>О том, что цивилизованного гаражного рынка нет, говорит Андрей Лушников, генеральный директор ЦК ФПГ "АПЕК": "Сейчас на гаражном рынке такой же хаос, какой был 10 лет назад на рынке жилья. Сейчас переоформить гараж крайне сложно. ГУ "Городское бюро регистрации прав на недвижимость" (ГБР) оформлением гаражей не занимается. Необходимо создать единую систему регистрации прав собственности на гаражи различных типов". Не способствует строительству капитальных гаражных комплексов и конкуренция со стороны открытых платных парковок. "Очень сложно привлечь клиента в паркинг со стоимостью машно-места в несколько тысяч долларов, когда рядом существует стоянка, где месячная плата составляет $15", - объясняет Андрей Лушников. Во многом из-за этого в ряде паркингов заполняемость составляет не более 50%. <BR>Желание вкладывать капитал в автопаркинги отбивается у потенциальных инвесторов еще на этапе принятия решения. "Создается впечатление, что чиновники абсолютно не владеют ситуацией, касающейся гаражного строительства, - делится опытом Ирина Снисаренко, президент НП "Корпорация прямых инвесторов". - Когда мы поехали осматривать пятна под застройку, предложенные КГА, то обнаружили, что на некоторых из них кем-то ведется строительство либо уже стоит дом". <BR><BR><B>Водители</B><BR>В Петербурге около 16 млн м2 (почти территория Васильевского острова) отведено под автостоянки. Из них 12 млн м2 занимают гаражи-боксы, несмотря на то что их строительство запрещалось еще в 1996 году мэром Анатолием Собчаком. "Мы крайне отрицательно относимся к запрету на строительство гаражей-боксов. Как правило, они строятся в зонах отчуждения вдоль железных дорог, ЛЭП и т.п. Там все равно никогда ничего другого не будет построено, - говорит Павел Корчагин. - Сейчас эти территории сдаются городом в аренду не более чем на 5 лет. Почему бы не сдать эту землю на более долгий срок, как минимум 10 лет. Тогда бы владельцы гаражей вкладывали больше средств в их облагораживание. В сегодняшней ситуации такие гаражи хоть как-то снимают проблемы с хранением транспорта".