Выборгский конфликт заставил собственников искать панацею

Конфликт рабочих и собственников на Выборгском ЦБК может стать той искрой, из которой разгорится пожар массовых захватов предприятий рабочими. Методика действий в подобных конфликтах может оказаться полезной каждому собственнику.

<BR><BR>Конфликт рабочих и собственников на Выборгском ЦБК может стать той искрой, из которой разгорится пожар массовых захватов предприятий рабочими. Методика действий в подобных конфликтах может оказаться полезной каждому собственнику.<BR>Опрос, проведенный корреспондентом "ДП", показал, что бизнесмены не знают технологий разрешения конфликтов, подобных Выборгскому. Спасает то, что это не частый случай. Хотя проблема возникла не вчера.<BR><BR>Умный находит способ выбраться...<BR>Дамир Шадаев, председатель совета директоров ЗАО "Тимберлэнд-Выборг", депутат Законодательного собрания Ленобласти, говорит: "Все предприятия, которыми я владею или владел, приходилось создавать самому. Потому что опыт приобретения существующих предприятий был только негативный. Каждый раз трудовой коллектив выступал против нового собственника. В 1993 году я столкнулся с этим 3 раза. При этом профсоюз использовался лишь как прикрытие для тех лиц, которые пытались переделить собственность в свою пользу. Через некоторое время я понял, что проще создавать предприятие "с нуля". <BR>Проблема в том, что рабочие до сих пор уверены, что все имущество народное и права собственника ничего не значат. Наши люди не привыкли ни соблюдать законы, ни работать.<BR>Когда я столкнулся с этой проблемой, я просто бросил все и ушел. Разрешать конфликт казалось себе дороже".<BR>Психологи полагают, что проблемы противостояния собственников и наемного персонала в России усугубляются многократно. Российское стремление к равенству дает себя знать.<BR>Стандартных рецептов для решения конфликтных задач, вероятно, не существует, требуется учет деталей. В целом эксперты предлагают действовать для разрешения конфликтов по нескольким направлениям. <BR>Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы "ТРИЗ-ШАНС": "Надо работать с людьми, с лидерами мнений, внедрять агентов влияния. У любой международной корпорации существует отдел по работе с "аборигенами". Если такого отдела нет, значит, это не международная корпорация. И методы работы что у международных корпораций, что у разведок, что у иезуитов, что у политтехнологов одинаковые, разная терминология".<BR><BR><B>...мудрый в яму не попадает</B><BR>Приход на предприятие нового собственника грозит каждый раз спровоцировать конфликт. Однако чаще всего новым владельцам удается избежать открытой конфронтации с трудовым коллективом. <BR>Николай Измерли, заместитель председателя совета управляющих группы "АПЕК": "Мы - акционеры двух крупных предприятий: "Пелла" и Завод им. Свердлова. Когда мы приобрели пакеты акций этих предприятий, то сразу установили контакты с администрациями предприятий и избежали конфликтов. Конечно, были недовольные среди трудового коллектива, но их было мало.<BR>Я считаю, что все конфликтные ситуации нужно решать путем переговоров, пытаться объяснять свою позицию и руководству предприятия, и рабочим".<BR>О необходимости материальной заинтересованности менеджмента предприятия говорит Александр Аладушкин, председатель совета директоров ИФГ "Ленстройматериалы": "Приход собственника на предприятие надо готовить заблаговременно. С менеджментом предприятия следует вступать в переговоры до того, как происходит приобретение собственности. Мы на своих предприятиях заранее пытались найти общий язык с управляющим звеном. Вели работу с трудовыми коллективами, вплоть до распространения листовок о том, каковы наши намерения. Другого метода нет. <BR>Скажу прямо: менеджер должен быть материально заинтересован в приходе нового собственника. В этом случае руководство предприятия берет на себя работу по информационной подготовке коллектива. Это выгодно и собственнику, так как предприятие продолжает стабильно работать и зарабатывать деньги".<BR>Мягкий подход к внедрению в новый коллектив позволяет не только избежать конфликта, но и проводить в жизнь непопулярные решения.<BR>Николай Хаустов, арбитражный управляющий АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская": "Я вместе с группой специалистов из "Союзконтракта" пришел на фабрику по приглашению прежней администрации. Трудовой коллектив доверял нам, так как доверял приглашавшему нас руководству. Если бы не это, то, наверное, все было бы сложнее.<BR>Первым делом я выступил перед администрацией. Рассказал о себе.<BR>Я сразу решил, что главное - это не навредить делу. Почти 4 месяца мы пассивно наблюдали за тем, что происходит, изучали сильные и слабые места производства. Сразу декларировали сохранение основных принципов прежнего руководства - своевременная выплата зарплаты и уплата налогов. Только когда поняли, где узкие места, начали предпринимать первые шаги.<BR>Когда создавали службу экономической безопасности для борьбы с хищениями - были проблемы. Но я действовал мягко. Сначала предупреждал, штрафовал, отдавал на поруки. Когда стало ясно, что это не помогает, начал увольнять. Профсоюз пытался выступить против, я предложил решить вопрос через суд. Суд принял мою сторону".<BR><BR>Когда говорят пушки...<BR>Когда конфликт переходит в стадию открытого противостояния, его разрешение требует намного больше сил, средств и ресурсов. "Любая задача решаема при неограниченных ресурсах. Искусство состоит в том, чтобы решить задачу в условиях ограниченных ресурсов", - говорит Игорь Викентьев. <BR>Когда запахло порохом, решение стоит много дороже. <BR>Александр Векшинский, ректор Северо-Западного университета психологии и организации управления, полагает, что "собственники, чей конфликт с коллективом уже вошел в стадию открытого противостояния, как правило, оказались жертвой череды психологических манипуляций, заманивших их на психологически комфортную для основной массы "трудящихся" территорию жесткой борьбы. Вспомните, чьим оружием является булыжник. На этом поле их не победить, даже используя армию. Поэтому необходим отказ от любых форм давления на коллективы или его представителей, отказ oт посредников с сомнительной (для коллектива) репутацией (это могут быть и государственные органы). Необходимо внимательно отследить истинную структуру потребностей коллектива, нужно искать контакты в среде персонала, опираясь прежде всего на тех, кому доверяет коллектив. А выходить на прямой контакт со всеми слоями можно только будучи на 100% уверенным в безупречности своего имиджа, также необходимо использовать поуровневый метод привлечения на свою сторону персонала сверху вниз".<BR>Совет собственникам Выборгского ЦБК решился дать Борис Гамаюнов, генеральный директор консультационной компании Recon: "Конфликт зашел слишком далеко. К логике разъяренной толпы сегодня взывать бесполезно. Собственник же в любой ситуации должен проявлять не только эмоции, но и мудрость. Нужно четко прояснить интересы одних и других. <BR>Представителю собственника следует физически уйти в сторону. От имени собственника не может выступать раскрученный негативный представитель. Разумно его оттеснить другим лидером. А лучше всего - пустотой, поскольку, когда волна не встречает сопротивления, она затухает. Это не отход для собирания сил. Это не передышка, а пустота.<BR>Собственники делают грамотный шаг назад, хотя бы во времени. Мерзнуть будете, но в течение месяца мы на помощь не придем. Запалу нужно дать перегореть. Снег остудит страсти. Требуется комплекс мер. Похоже, кто-то раздувает страсти. Надо постараться это пресечь".