Построить офис в Сети будет мудреней, чем дачу

Создание собственного сайта теперь доступно для среднего и малого бизнеса. Но строя бизнес в Сети, нужно четко представлять себе, что и для чего вы делаете. Основными направлениями приложения ваших сил могут быть две взаимосвязанных, но существенно разных

<BR><BR>Создание собственного сайта теперь доступно для среднего и малого бизнеса. Но строя бизнес в Сети, нужно четко представлять себе, что и для чего вы делаете. Основными направлениями приложения ваших сил могут быть две взаимосвязанных, но существенно разных цели - создание web-представительства и электронная коммерция.<BR>Первый случай по идеологии походит на те буклеты о вашей фирме и ее услугах, которые вы распространяете на различных презентациях и семинарах. Это красивые, но сдержанно оформленные страницы с краткой, но содержательной информацией о вас и вашем бизнесе, ваших проектах, координатах. Это лицо вашей фирмы, ее визитная карточка. Такой сайт убеждает потенциальных клиентов в вашей солидности и надежности. Это средство имиджевой рекламы. Создание web-представительства является самым распространенным видом присутствия бизнеса в Сети. А также и самой распространенной услугой провайдеров Интернета. К сожалению, рамки такой услуги, какими они их понимают, оказываются часто явно недостаточными. Но вопрос создания полноценного web-представительства - тема отдельного большого разговора. К выбору разработчиков вашего сервера вообще следует подходить крайне осторожно.<BR><BR><B>Прямые продажи</B><BR>Если же вы намереваетесь продавать товар через Интернет, то подход к созданию и оформлению соответствующего сайта должен быть принципиально иным. Строгий корпоративный сайт обманет ожидания потенциального покупателя. Он жаждет ярких впечатлений, необычных предложений и привычных символов. Он хочет, возможно, узнать не только сухую информацию о товаре, например о пиве, но и послушать историю его возникновения, узнать, чем один сорт отличается от другого кроме названия.<BR>В целях стимулирования такого интереса создаются виртуальные магазины, часто объединяемые для удобства клиента под одной крышей в своеобразные центры по типу "все в одном". Зайдя на такой сервер, вы сможете узнать прогноз погоды, заказать билет на поезд, гостиницу в другом городе, билет на концерт и купить костюм в дорогу.<BR><BR><B>Ошибки молодости</B><BR>Самые распространенные ошибки фирм, прокладывающих себе дорогу в Сеть, - попытки объединить "в одном флаконе" две эти разные концепции или начать с самого простого, сэкономив буквально на всем. <BR>Обжегшись на таком подходе, фирма делает вывод, что "бизнеса в Сети нет", поскольку первый сделанный ею в обход всех правил сайт ничего не принес.<BR>Часто можно слышать, что создать свой сайт в Интернете - дело почти дармовое. Помимо от $10 до $100 за регистрацию доменного имени - пара долларов за место на сервере, пара десятков долларов за оплату услуг провайдера. Итого $40-50 в месяц. <BR>Возможно, и так, но, скорее всего, на такой сайт будет захаживать два-три человека в месяц, одним из которых будет сам хозяин.<BR>Есть и другая крайность - доверие только модным и раскрученным конторам.<BR><BR><B>Гегемоны</B><BR>На заре пришествия Интернета в Россию web-дизайнеров, да и вообще людей, мало-мальски разбирающихся в Сети, почти не было. Но кто-то должен был начинать первым, и тот, кто этим первым оказался, независимо от успехов и ошибок стал своеобразным "флагом", авторитетом.<BR>Авторитет - это не всегда плохо. Плохо, когда авторитет начинает "подминать" рынок под себя. <BR>В Москве все конторы, занимающиеся созданием сайтов, так или иначе завязаны друг на друга. Одна тусовка. Почти на всех их сайтах вы можете встретить однообразную надпись в разделе "Цены": "Исходя из.... наша фирма не берется за разработку сайтов по смете меньше, чем $5000". Что же, монополия диктует цены. Вспомните О. Генри. Но из-за этого множество по-настоящему талантливых дизайнеров с меньшими амбициями остаются в России "за кадром".<BR>Не кидайтесь в крайности. Не верьте в обещания сделать сайт за пару сотен рублей, но и то, что он будет стоить никак не меньше однокомнатной квартиры, тоже не спешите принимать на слово.<BR>Конечно, большая часть этих денег действительно пойдет в промоушен вашего сервера и даже принесет приток посетителей. Но промоушен промоушену рознь. Можно, конечно, поступать как Тема Лебедев, который для обеспечения 25.000 посетителей разрабатываемого сайта в первый же день его открытия кидает в Сеть 250.000 баннеров. Но можно действовать и с умом.<BR><BR><B>Продвижение</B><BR>Допустим, сайт вы создали. Он сам по себе призван рекламировать вашу фирму и ее услуги, но реклама понадобится и ему.<BR>Баннерная реклама является самой традиционной в Сети и довольно эффективна, но это все-таки экстенсивный способ продвижения сайта. Вначале показы покупаются, а потом запускаются в Сеть. Так можно раскрутить абсолютно никому не известную страницу. Обычно так и делают. Ни о какой эффективности речь уже не идет. <BR>Но посещать ресурс будет все равно то количество людей, которого он заслуживает. Можно бесконечно завлекать посетителей при помощи баннерной рекламы, но, как только показы закончатся, все вернется на круги своя.<BR>Для качественного увеличения аудитории необходимы интенсивные инструменты: содержание, дизайн, удобство навигации, анонсирование в поисковых системах, телеконференциях, списках рассылки. И, наконец, помните, что ваш виртуальный офис просто потребует для своего эффективного существования несетевой рекламы. Рекламы на традиционных носителях, к числу которых не относится только ваша визитная карточка.<BR><BR><B>Реальная виртуальность</B><BR>Широко обсуждается процесс утечки рекламы из бумажных изданий в сетевые. Традиционным СМИ пророчат скорую гибель. Так когда-то уже было с книгами и театром в момент появления телевидения. Но они до сих пор живы.<BR>Реальность же такова, что сайты в Интернете увеличивают поток рекламы в бумажной прессе, поскольку сами в такой рекламе и нуждаются. И не только в прессе, но и на других "реальных" рекламных площадках (метро, автобусы, уличные щиты). Наиболее заметна реклама сайтов в специальных, профессиональных изданиях.<BR>Самым ярким примером уличной рекламы web-сайта в Петербурге последнего времени является щит сервера www.pelmen.ru близ метро "Пр. Просвещения": две обнаженные ягодицы неясной половой принадлежности и крупная надпись "Твои любимые пельмешки".<BR>К сожалению, авторы сайта допустили одну типичную ошибку - зайдя в порыве любопытства по указанному в рекламе адресу, вы не найдете ничего, кроме пресловутой надписи "Welcome! Site under construction" ("Добро пожаловать! Сайт еще не готов"). Так что про что же он, вы так и не узнаете. А может, авторы и сами еще не решили, чем заполнить сервер, и ломают голову над пользовательскими предпочтениями?<BR>В любом случае запомните - рекламируйте имя, когда за ним уже стоит существующий богатый контент, а не наоборот.<BR><BR><B>Главное - честно делать дело</B><BR>И самое основное. Даже Интернет с его свободой и почти минимальными затратами на организацию торговли не позволяет безалаберно относиться к труду. Среди русской диаспоры в Израиле ходит такая байка. Одному "русскому" компьютерному магазину предложили дать рекламу на сайте виртуальной компьютерной газеты. Ответ владельца магазина был следующим: "А на хрена мне Интернет? Там ведь публика образованная, им то, что я продаю, не всучишь - они в компьютерах разбираются...".<BR>Так что за вашим виртуальным офисом должна стоять реальная деловая честность и порядочность. Образованному, думающему человеку (а таких большинство среди русскоязычных пользователей Сети) лапшу на уши не повесишь.