Караван средних инвесторов приближается к Петербургу

Участники круглого стола

<BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Александр Жигло, заместитель генерального директора консультационной фирмы "МКД Партнер".<BR>Павел Горинов, руководитель группы бизнес-консультирования консультационной фирмы "МКД Партнер".<BR>Юрий Лаптев, генеральный директор компании "Балт-аудит-эксперт". <BR>Александр Ходачек, первый заместитель председателя Комитета экономики и промышленной политики администрации Петербурга.<BR>Надежда Зубкова, генеральный директор агентства экономических новостей "РЕНА".<BR>Виталий Антощенко, президент компании "Объединенная консалтинговая группа".<BR>Георгий Суковых, руководитель проекта консультационной фирмы "ПИК".<BR>Алла Голубева, начальник отдела КБ "Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития".<BR>Алексей Уланов, директор консалтинговой группы "Конкорд".<BR>Елена Угрюмова, директор департамента кредитования Балтийского банка.<BR>Анелия Динова, менеджер юридического отдела ЗАО "Артур Андерсен".<BR><BR>Показатели активности иностранных инвесторов в петербургскую экономику внушают оптимизм: за первую половину 1999 года они вложили $237,6 млн и 792,4 млн рублей, что в 2,5 раза и 3,6 раза соответственно превышает инвестиции аналогичного периода 1998 года. <BR>Администрация города объясняет такой всплеск улучшением условий для иностранных инвесторов за счет принятия в прошлом году ряда инвестиционных законов. В то же время говорить о кардинальном потеплении инвестиционного климата можно будет лишь тогда, когда основные инвестиции в регион пойдут от российских средних компаний. Именно их капиталовложения определят время и место наступления экономического процветания. Пока же деньги среднего бизнеса чаще уходят за рубеж, чем остаются на родине.<BR>Консультанты, банковские работники и представитель администрации города обсудили за круглым столом в редакции "ДП" проблему - как побудить к инвестициям в Петербург средний бизнес.<BR><BR>Павел Горинов:<BR>"Большинство успешных проектов среднего и малого бизнеса в последнее время были в пищевой промышленности. Например, концерн "Колибри", который в прошлом занимался только торговлей продуктами питания, вложил деньги в их производство и упаковку. То есть в родственные сферы бизнеса. <BR>А вот "Союзконтракт" пошел по другому пути. Эта компания занялась непрофильной деятельностью - вложением денег в недвижимость и создание сети бизнес-центров. Начинание закончилось неудачей".<BR><BR>Александр Жигло:<BR>"Понятие "средний и малый бизнес" очень расплывчатое. Компании с оборотом менее $5 млн в год, наверное, можно отнести к малому бизнесу, с $5-10 млн - к среднему. <BR>Примеров создания компании с нуля и ее успешного развития достаточно много. Такие фирмы есть и среди наших клиентов. Однако они вкладывают деньги в развитие собственного бизнеса. Случаи, когда небольшая компания осуществляла инвестиции в развитие совершенно новых направлений деятельности, мне неизвестны. Пока это прерогатива крупных компаний.<BR>Существует множество крайне необходимых для экономики города проектов, которые можно было бы финансировать не только за счет средств мелкого бизнеса, но и за счет денег населения. Однако они не реализуются, так как нет доверия этих потенциальных инвесторов. Поэтому необходимо снижение рисков, связанных с криминальной обстановкой, надежностью банковской системы". <BR><BR>Юрий Лаптев:<BR>"Диверсификация - сложный процесс во всем мире. В большинстве случаев она заканчивается неудачей. Однако компании все равно идут на вложение в непрофильные сферы, потому что с определенного момента риски становятся непомерными. Все яйца сложены в одну корзинку, и владельцам хочется каким-то образом себя обезопасить. <BR>Среди наших клиентов появились в последнее время компании, которые хотят вложить в непрофильные сферы бизнеса. Один хочет приобрести косметическую фабрику, а другой - фармацевтическое предприятие. Но это крупные предприятия.<BR>В основном мы видим, как небольшие предприятия вкладывают сами в себя. И не только в пищевке. Есть хорошие образцы удачных инвестиций в сфере высоких технологий. Например, производитель электронных весов компания "Масса". <BR>Эта фирма сейчас очень быстро наращивает экспорт. Приобретает новое здание для расширения производства. Фирме "Масса" ничто в области законодательства не мешает развиваться. Серьезная проблема в том, что на сертификацию продукции за рубежом ушло 2 года. В этом деле могло бы помочь государство. Должен быть создан какой-то фонд для предприятий, экспортирующих высокотехнологичную продукцию. Во всех развитых странах есть система поддержки экспорта. <BR>Суровая правда заключается в том, что консалтинговые фирмы сами являются представителями мелкого и среднего бизнеса и впору ставить вопрос об их поддержки. В нашей деятельности есть и общественная составляющая. Мы, например, ежегодно берем на стажировку около 50 студентов-дипломников. Активно участвуем в работе законодательных органов различного уровня. Однако основной наш вклад в развитие малого и среднего предпринимательства связан с нашей основной деятельностью".<BR><BR>Александр Ходачек:<BR>"К сожалению, чаще всего администрация города не посвящена в то, что делается в сфере малого и среднего бизнеса. Конечно, правительство должно что-то делать, но главное - оно не должно мешать. Не надо рассчитывать, что оно будет помогать. Правительство города должно соблюдать те правила и законы, которые сегодня существуют, и не допускать слишком частого их изменения. <BR>К тому же мы должны защитить малые предприятия от волюнтаризма чиновников, которые используют существование двойного трактования законов.<BR>Для облегчения жизни предпринимателям нами создана Лицензионная палата, которая пытается централизовать всю систему выдачи лицензий и разрешений. Издан справочник "Как инвестировать в Санкт-Петербурге". По нему можно просмотреть все этапы сложной бюрократической процедуры. Ее нужно пройти инвестору, независимо от того, сколько он вкладывает в экономику города - $300 тыс. или $10 млн. Правила для всех должны быть одинаковые. Послабления нужны, но для всех.<BR>КЭПП провел конкурс. Выбрано 12 фирм - уполномоченных консультантов по экспертизе, оценке, разработке бизнес-планов. В нем активно принимали участие консалтинговые компании города. Уполномоченные консультанты не должны навязываться и не навязываются инвесторам.<BR>Неофициально уже существует так называемая конфликтная комиссия. В области, связанной с инвестициями, изначально заложен конфликт. Особенно при существующей законодательной базе. Желательно, чтобы эти конфликты разрешались до суда.<BR>Одна из задач администрации на ближайшее время - способствовать развитию сферы услуг в центре города. Для этой цели планируется пересмотреть в сторону уменьшения ставки арендной платы в центральных районах для предприятий, работающих в этой области". <BR><BR>Надежда Зубкова:<BR>"Мы готовим четвертую ярмарку-презентацию инвестпроектов. В процессе этой работы столкнулись с очень интересным фактом. Инвесторы, которые имеют деньги, существуют. Например, есть заинтересованные в инвестициях в лесную отрасль. Однако информации о проектах в Петербурге и Ленинградской области нет. Считаю, что тем, кто имеет деньги, и тем, кто подготовил проекты, нужно чаще встречаться лично. Например, на прошлой ярмарке у нас две компании получили инвестиции. Они относятся к среднему бизнесу и занимаются пошивом одежды. <BR>Особенная роль в процессе поддержки предпринимательства у консультантов. Все отрицательные примеры инвестиций связаны с тем, что риски были просчитаны недостаточно хорошо. Это работа консультантов. Необходимо помогать не только тем, кто имеет проекты, но и тем, кто вкладывает деньги. Ведь от консультантов во многом зависит, в какую сферу экономики пойдет инвестор".<BR>Виталий Антощенко:<BR>"Положительных примеров инвестиций мне известно больше, чем отрицательных. Если кто-то начинает вкладывать деньги, то из этого, как правило, что-то получается. Хороший пример самоинвестиций - это организация производства окон компанией, которая прежде занималась жалюзи.<BR>Негативный пример связан с инвестициями в сферу оказания косметических услуг. Все закончилось большими убытками и закрытием бизнеса. Причем всего. <BR>От государства нужно только две вещи. Во-первых, не мешать. Во-вторых, разрешить, чтобы у нас в стране были богатые люди, и на уровне власти эту идею продвигать. Все остальное получится само собой. <BR>Проблема "отмывания" денег и их экспорта за рубеж не будет актуальной. Если не будет экспорта за рубеж, то экономический рост нам будет гарантирован на все 100%. Сейчас этого еще нет. Чего стоит одно только заявление Юрия Лужкова, претендующего на президентское кресло. Он сказал, что нужно работать по-капиталистически, а распределять по-социалистически". <BR><BR>Георгий Суковых:<BR>"Определилась общая тенденция в сфере инвестиций, осуществляемых средним и малым бизнесом. Почти во всех случаях предприниматели сначала зарабатывают на торговле, а потом пытаются наладить производство. <BR>Один из наиболее ярких примеров - предприятие "Стройкомплект". Являясь поставщиком строительных материалов на рынок Петербурга и Москвы, эта компания в позапрошлом году решила построить завод по производству асфальтобетона. Был разработан и успешно реализован бизнес-план. Трудно сказать, насколько этот проект окажется успешным в перспективе. В результате августовского кризиса сроки окупаемости нарушены. Так или иначе, завод построен и успешно работает. Были и очень неудачные проекты. Все провалы в основном связаны с кризисом". <BR><BR>Алла Голубева:<BR>"Кредитование малого и среднего бизнеса - сегодня одно из приоритетных направлений деятельности нашего банка. Как и многих других банков. Существует огромное количество желающих, предпринимателей, которые хотели бы получить кредиты. Однако действительно хороших инвестиционных проектов не так уж много. Очень часто в банк обращаются с непродуманной идеей. <BR>Безусловно, хорошие проекты тоже есть. Один из положительных примеров - динамично развивающаяся фирма "Текс". Ее развитие началось с небольшой столярной мастерской. За 2 года фирма выросла в солидную стабильную структуру, которая относится к среднему бизнесу. <BR>Положительных примеров инвестиций очень много. К счастью, отрицательных примеров мы не знаем. Но могу сказать, что наиболее рискованные вложения - в компании, которые имеют неконтролируемый наличный денежный оборот. К этому бизнесу можно отнести парикмахерские, прачечные и прочие аналогичные предприятия. Хотя и в этой сфере есть прекрасные примеры. <BR>После кризиса началась эра консультантов. Их услуги все более и более востребованы. Чтобы закрепить эту тенденцию, консультанты могли бы провести рекламную акцию в виде часовых лекций, вопросов-ответов". <BR><BR><B>Алексей Уланов</B><BR>"Я предлагаю следующий критерий для отнесения компании к среднему или малому бизнесу. Среднее предприятие - это то, которое может "переварить" от $300 тыс. до $1,5 млн инвестиций. По обороту сложно судить о величине фирмы. Он ни о чем не говорит.<BR>Большая проблема в том, что получить кредит в банке достаточно сложно. Лучшие условия кредитования, как ни странно, предоставляют зарубежные банки, которые работают в России. <BR>Консалтинговая фирма может помочь малому и среднему бизнесу тем, что не бросит своего клиента в трудную минуту. Это не лозунг. Практика показывает, что постоянный клиент появляется после того, как консультант продолжает работать с предприятием в нелегкое для него время".<BR><BR>Елена Угрюмова:<BR>"Мы давно поддерживаем малый и средний бизнес. В качестве удачных бизнесов сегодня я бы назвала полиграфию, легкую промышленность. Кроме того, мы кредитовали, например, автозаправочные станции, автосервисные и ювелирные предприятия. В результате августовского кризиса больше всего пострадала сфера услуг. В ней больше всего нереализованных проектов.<BR>В последнее время мы начали поддерживать небольшие предприятия новыми способами. Например, для закупки оборудования используем лизинговые схемы. Очень сложно оформлять документацию при получении кредита. Это требует очень высокой квалификации. Кроме того, предприятиям трудно найти адекватные залоги. С помощью лизинга эти проблемы решаются.<BR>Бюджетные деньги нельзя направлять в различные фонды поддержки малого бизнеса и предпринимательства. Не дело администрации распределять кредиты в рискованные бизнес-проекты. Деньги налогоплательщиков должны быть использованы в более надежных финансовых схемах. Они могут использоваться в качестве залога для обеспечения и упрощения получения кредита небольшими предприятиями. Очень много говорится о пресловутом залоговом фонде. Однако до сих пор он так и не существует.<BR>Сейчас банки уже в состоянии адекватно оценить заемщика и самостоятельно определять риски. Следовательно, могут не делиться с кем-то посторонним доходностью и риском".<BR><BR>Анелия Динова:<BR>"У нас тоже много примеров успешных инвестиций в малый и средний бизнес - это сфера услуг, легкая промышленность, создание программных продуктов. Конечно, августовский кризис привел к снижению спроса. Но все наши клиенты выжили и хотят развиваться.<BR>Поддержка малого и среднего бизнеса нужна на каждом уровне. <BR>Приветствую тот факт, что администрация Петербурга пытается очень активно работать с консультантами. Процесс еще не закончен. Мы надеемся на положительный результат".<BR><BR>Заседание круглого стола вел Владимир Малышев. <BR><B>Материал подготовил </B><BR>Дмитрий Желвицкий.