Главный архитектор Петербурга мечтает о вокзальном комплексе, аквапарках и Западном скоростном диаметре

Реализация крупных проектов - долгий процесс. Троицким мостом, например, занимались 12 лет! 12 лет шли разговоры, обсуждения, конкурсы, поиски денег, выбор архитекторов. Впрочем, такое же было в истории любого крупного инженерного сооружения Петербурга. П

<BR>Реализация крупных проектов - долгий процесс. Троицким мостом, например, занимались 12 лет! 12 лет шли разговоры, обсуждения, конкурсы, поиски денег, выбор архитекторов. Впрочем, такое же было в истории любого крупного инженерного сооружения Петербурга. Проекты не рождаются сами по себе - они рождаются от понимания функций территории, методов разрешения проблем. Идее Ушаковской развязки - лет 15. Когда ее начали обсуждать, я еще не работал в КГА. <BR>У нас есть два десятка подобных проектов, губернатор их хорошо знает. Но время их реализации еще не пришло...<BR>Раньше было принято говорить "город шагает". Эпоха развития Петербурга, когда он куда-то шагает, закончилась.<BR>"Шагать" - значит осваивать новые территории, но город не в состоянии сегодня это себе позволить. Единственно идет освоение территорий в районе озера Долгое и Каменки.<BR>Новое строительство сегодня ведется за счет подготовленных ранее территорий и за счет уплотнения. Скорее всего, в будущем, как и сегодня, в строительстве будет преобладать интерес частного инвестора: вложить деньги и быстро получить отдачу. Следовательно, новый объект должен находиться в готовой городской среде.<BR>В Петербурге существует много ресурсов для строительства. Раньше строителям было очень невыгодно, чтобы первые этажи зданий были нежилыми. Поэтому много свободных пятен осталось вдоль магистралей - там должны были стоять дома, где первые этажи должны были быть общественными. А сейчас эти дома возводятся, застройщики на это идут с удовольствием. Универсамы, соцкультбыт, аптеки мы теперь размещаем на первых этажах задний, и таким образом освобождаются пятна, где должны были находиться отдельно стоящие торгово-бытовые комплексы. На освободившихся площадях строится жилье. Это нормальная практика, она будет продолжаться еще лет двадцать. <BR>В ближайшие годы, вероятно, станет популярным надстройка многоэтажных домов легкими конструкциями - будут создаваться пентхаузы. В центре города сегодня очень много возводится мансард. Есть целые серии проектов - по Московскому проспекту, на Петроградской стороне. Скорее всего, это волна докатится и до новостроек.<BR><BR>"Пробивка"<BR>Еще один резерв - промышленная зона. Фактически это гигантский пояс застройки, в которой чередуются благополучные предприятия и какие-то склады, воинские части, забытые богом ангары. На карте эту зону отмечают серым цветом. Особенно эта серая зона широка на юге. <BR>И туда надо прийти. Но ни один частный инвестор не в состоянии решить подобные инфраструктурные вопросы. Здесь город должен договориться с инвесторами: город, предположим, прокладывает дороги. Есть известный проект "новоизмайловская пробивка" - магистраль, параллельная Московскому проспекту. Если посмотреть на карту, то видно, что Измайловский и Новоизмайловский проспекты находятся на одной линии. Раньше предполагалось снести Варшавский вокзал, убрать железную дорогу и всю зону превратить в зону жилья. Препятствовало этому только то, что вдоль Московского проспекта стоят заводы, которые не могут нормально работать без железной дороги. <BR>Сейчас мы нашли способ смягчить ситуацию. Никто не будет сносить Варшавский вокзал. Рядом пройдет Западный скоростной диаметр. Вся подготовительная работа для реализации этого проекта проведена, но пока невостребована - необходимы слишком большие вложения. Спрос на "новоизмайловскую пробивку" пока не сформировался. <BR><BR><B>Обводный канал</B><BR>Его основная функция - обеспечить транспортные связи. Район Обводного в ужасающем состоянии. Здесь очень сложно вести работы. Есть несколько вариантов его развития. Сейчас работы ведутся более чем на 20 объектах по Обводному - приводятся в порядок мосты, путепроводы, узкие места. <BR>Но идут разговоры о том, чтобы радикально взглянуть на Обводный канал. Он утратил свою изначальную функцию - доставки грузов водой. Сегодня это клоака, куда выведена часть стоков. <BR>Первый способ решить проблему - проложить трубу по дну канала, засыпать его и создать на нем нормальную рокадную магистраль. Одним концом она упрется в Западный скоростной диаметр, другим - в мост Александра Невского. Второй способ - канал высушить, убрать ил, канализацию вывести на очистные сооружения и пустить дорогу по дну Обводного. В эстетическом и экологическом плане это, возможно, более предпочтительно - будет меньше шума, меньше пыли, сохранятся мосты и транспортные развязки. Есть и издержки - надо будет строить выезды наверх.<BR>Третий способ - строительство эстакады. На берегах канала устанавливаются металлические рамы, на них - бетонные плиты. Канал сохраняется. С точки зрения эстетики это сложный вариант. И спрашивается, зачем сохранять канал?<BR>Но все эти варианты еще серьезно не обсуждались.<BR><BR><B>Пешеходные зоны</B><BR>Методики создания пешеходных зон известны, понятно, для того чтобы создать нормальную зону, нужны "точки притяжения". Пешеходная зона возникает только там, где есть естественным образом сложившееся транзитное движение. <BR>К сожалению, проект создания пешеходной зоны на 6-7-й линиях Васильевского острова не реализуется - проект завис из-за финансовых трудностей. Я лично считаю, что это очень хороший проект и верное решение. <BR>Зона на Малой Конюшенной. Ее сегодня критикуют за то, что она кажется "мертвой". Конечно, есть более живая часть, которая приближена к Невскому проспекту. Ее недостаток - очень малый транзит: он происходит только за счет жителей квартала в глубине зоны и тех, кто идет к "Шведскому дому". Но транзит должен быть обеспечен после реализации проекта в полном объеме. Эта улица будет продолжена через так называемое "Конюшенное ведомство" (эту территорию сегодня занимает таксопарк) на Конюшенную площадь. Эти территории в ближайшие годы будут сильно преобразовываться. <BR>Здесь есть возможность создать настоящий туристический рай. Это единственно правильное место: здесь перемещается максимальное количество туристов. К сожалению, не все получается сразу. <BR>Зона на Малой Садовой ранее рассматривалась фрагментарно. А сейчас есть возможность продолжить улицу - она будет продолжена на Манежную площадь, и там появится пешеходное пространство - большим треугольником напротив Дома Радио, которое сольется с центральным сквером. Потом будет найдено решение, как перейти Караванную улицу и выйти либо к цирку, на Кленовую аллею, или на Фонтанку. Вот и готова прекрасная пешеходная зона. Все это входит в программу, которую мы называем "Сердце Петербурга". Эта программа, по всей видимости, будет поэтапно реализована к 300-летию города.<BR><BR><B>Мечта</B><BR>Мечты у меня банальные. Я бы хотел, чтобы в ближайшее время в Петербурге появились три объекта. <BR>Первый - комплекс Московского вокзала. Это повышение его комфортности, пропускной способности. Это транспортный комплекс, который включает в себя терминалы, гостиницы, офисы, отвечающий современным требованиям к подобным объектам.<BR>Второй объект - развлекательный центр. В свое время он существовал в виде проекта "Диснейленда" в Лахте, потом идея "распалась" на несколько аквапарков: проектов аквапарков было около шести, и ни один не реализован. Есть еще проект создания на юго-западе "Волшебного острова России", но пока там никаких подвижек. Мне обидно, что такая отрасль в городе не развивается, и наши туристы за это платят в Финляндии, Испании, Турции... Ведь можно построить аквапарк среднего размера - постепенно все разрастется, благо и территория для этого есть.<BR>Третий проект - Западный скоростной диаметр. Значительные транспортные потоки он возьмет на себя и освободит от нагрузки центр города. Мы подошли вплотную к транспортному кризису, его придется срочно разрешать. Иначе автомобиль нас очень быстро задавит.