00:0022 сентября 199900:00
12просмотров
00:0022 сентября 1999
За последние 6 лет западные компании и их российские дилеры вложили в петербургский рынок фотоиндустрии около $10 млн. И хотя окупаемость оборудования замедлилась с нескольких месяцев в 1992-1993 годах до 1,5-2 лет в 1998-1999 годах, инвесторы не намерены
<BR><BR>За последние 6 лет западные компании и их российские дилеры вложили в петербургский рынок фотоиндустрии около $10 млн. И хотя окупаемость оборудования замедлилась с нескольких месяцев в 1992-1993 годах до 1,5-2 лет в 1998-1999 годах, инвесторы не намерены отступать. <BR>Даже августовский кризис прошлого года всего лишь отсрочил начало их широкомасштабных проектов в России.<BR><BR><B>Как нож в масло</B><BR>Сфера фотоуслуг в России к началу 90-х годов резко отличалась от западной. Российским гражданам предлагалось фотографирование на документы и для семейных архивов, а услуги по проявке и печати любительских фотографий практически отсутствовали. <BR>Внедрение зарубежных фотоконцернов Kodak, Agfa, Fuji, Konica в России не встретило никакого сопротивления, так как они вывели на рынок спрос на цветную любительскую фотографию и сформировали потребность в соответствующем сервисе. <BR>Примечательно, что в результате западным компаниям пришлось конкурировать в России не с местными игроками фоторынка, а между собой. Это обстоятельство объясняет удивительную ценовую тенденцию: стоимость одного цветного снимка за эти годы снизилась примерно с $0,30 до $0,10. <BR>Прошлогодняя девальвация рубля сократила доходы фирменных фотоцентров. Представитель фирмы Kodak в Петербурге Галина Шпаковская отмечает, что для того, чтобы удержаться на российском рынке и сохранить клиентов, компании пришлось продумывать целый комплекс мероприятий по снижению своих цен (без ухудшения качества). И уже с весны этого года все компании, обслуживающие фотолюбителей, отмечают некоторое увеличение числа клиентов (а следовательно, и прибыли).<BR><BR><B>Насыщенный цвет</B><BR>Лаборатории, обрабатывающие цветные фотоносители, используют только импортное оборудование и материалы, поставляемые фотокомпаниями Kodak, Agfa, Fuji, Nuritsu и др. И лишь немногие петербургские салоны занимаются обработкой черно-белых фотопленок с использованием отечественной продукции (ателье "Миг", фотоателье №46, №67 и др.).<BR>Средняя стоимость зарубежного оборудования для качественной обработки пленок и печати фотографий колеблется в пределах $40.000-60.000. При этом стоимость эксплуатационных расходов составляет от $500 до $1500 в год (в зависимости от вида обслуживания и срока эксплуатации). Лизинговые схемы приобретения фотопечатного оборудования широкого распространения в городе не получили. <BR>Для сравнения: черно-белое ателье можно оснастить за $1500-2000 при величине ежегодных эксплуатационных расходов около 3% от этой суммы.<BR><BR><B>Черно-белая вечность</B><BR>Помимо фирменных фотосалонов и традиционных для России фотоателье, оказывающих услуги по полному циклу подготовки фотографий, в Петербурге нашли свою нишу мелкие фотоателье типа "Срочное фото" или "Фото для документов". <BR>Их владельцы - индивидуальные предприниматели, чей профиль деятельности ограничивается в основном производством черно-белых фотографий для документов (на своем оборудовании и с использованием отечественных химреактивов). <BR>По словам начальника отдела маркетинга и рекламы ОАО "Реактив" Сергея Жукова, его предприятие является в городе практически единственным, которое производит (в числе прочих других реактивов и материалов) готовые фотохимические наборы для обработки рентгеновских и обычных черно-белых пленок. Причем этот вид продукции не является для "Реактива" профилирующим. Освоение производства фотохимических материалов для обработки цветных пленок в планы предприятия пока не входит. Петербургское представительство компании-производителя "Славич" (город Переславль-Залесский Ярославской области) также поставляет на местный рынок фотореактивы для черно-белых пленок и расходные материалы. ("Славич" производит и "цветные" реактивы, но в небольшом количестве, и в Петербург их не завозят.) <BR><BR><B>Планы свои и чужие</B><BR>Отечественным производителям черно-белых фотоматериалов клиентуры вполне хватает. Быть может, поэтому они не стремятся сейчас вкладывать инвестиции в производство реактивов и других фотокомпонентов для обработки цветных пленок и печати снимков. <BR>Напротив, западные компании уже имеют планы на разворачивание производства своих фототоваров на российской территории, хотя часть из них держит эти планы в секрете. Например, менеджер петербургского представительства "Фуджи Фильм Ро" Андрей Воронков заявил, что фирма Fuji не планирует в ближайшее время осуществлять выпуск своей продукции в России. <BR>Директор по связям с общественностью московского офиса представительства фирмы Kodak в России Сергей Стальнов сообщил, что в обозримом будущем компания намерена наладить на базе ОАО "Славич" лишь одно собственное производство химических реактивов для автоматизированных мини-фотолабораторий. По его словам, этот "химический проект" был заморожен в августе 1998 года, но теперь постепенно реанимируется, и уже в ближайшие месяцы финансирование работ возобновится.