00:0022 сентября 199900:00
28просмотров
00:0022 сентября 1999
В мире существует два четко разделяемых понятия - архитектура и декорирование. Первое подразумевает изменение архитектурно-планировочного решения помещения (снос старых и установка новых перегородок, перекрытий и т.п.). Второе - создание интерьера в задан
<BR>В мире существует два четко разделяемых понятия - архитектура и декорирование. Первое подразумевает изменение архитектурно-планировочного решения помещения (снос старых и установка новых перегородок, перекрытий и т.п.). Второе - создание интерьера в заданном пространстве (подбор отделочных материалов, мебели, освещения и т.д.). В России эти понятия тесно переплетены и проходят под единым термином - "интерьерный дизайн". Поэтому профессиональный российский дизайнер - уникальный специалист, сочетающий в себе навыки художника, архитектора, конструктора и технолога. Кроме того, в его задачу входит оптимизация цены на используемые материалы при сохранении должного уровня качества.<BR>ВПетербурге разработкой дизайна общественных помещений (магазины, рестораны, клубы, офисы и т.д.) занимаются около 400 дизайнеров-индивидуалов и творческих мастерских. <BR>Как правило, мастерская объединяет двух-трех специалистов, способных выполнить широкий спектр заказов. Хотя все большее число строительно-отделочных фирм предпочитает иметь штатного дизайнера, для выполнения серьезных заказов приглашаются независимые "маститые" авторы. <BR>Главные кузницы профессиональных дизайнерских кадров - Петербургская художественно-промышленная академия им. Мухиной, Государственный архитектурно-строительный университет (ГАСУ) - в прошлом ЛИСИ и Академия художеств. Занятие интерьерным дизайном не требует какого-либо лицензирования. Отсюда велика армия самородков, гордо именующих себя дизайнерами, которые не имеют специального образования. Большинство же профессиональных дизайнеров состоит в каком-либо союзе - дизайнеров, архитекторов, художников. <BR><BR><B>На что спрос</B><BR>Условно общественный интерьер делится на следующие составляющие: магазины, "общепит" (кафе, бары, рестораны), клубы, офисы. <BR>Наибольший спрос на интерьерный дизайн проявляют владельцы "общепита" и магазинов. Непреодолимое желание придать заведению свое лицо ставит заказчика и дизайнера на долгий путь поиска взаимопонимания, так как зачастую вкусы у них не совпадают. Все чаще в этом противостоянии побеждает дизайнер (в отличие от работы над жилым интерьером, где последнее слово остается за хозяином).<BR>"Проблема стиля сейчас стоит не так остро, как в начале 90-х. Вкусы заказчика значительно улучшились. Постепенно проходит тяга к вычурной эклектике. Заказчик умнеет и больше доверяет дизайнеру", - говорит Александр Петров, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, лауреат российских и зарубежных конкурсов.<BR>"Наибольшего прогресса в использовании интерьерного дизайна добились фирмы, предлагающие высококачественную мебель. Интерьерная подача товара в таких салонах близка к мировому уровню. При создании же офисов интерьерному дизайну уделяется меньше значения. Как правило, все ограничивается стандартным евроремонтом, дополненным мебелью (подобранной сообразно вкусу руководителя)", - мнение Евгения Спиридонова, директора журнала "Мир дизайна".<BR>Переход от пафосного смешения стилей к минимализму имеет и экономическое обоснование. Оказалось, что высокого стиля интерьера можно добиться без лишних расходов на неоправданно дорогие отделочные материалы. <BR><BR><B>Деньги</B><BR>Оказание услуг по созданию интерьера оформляется договором. Договор может быть заключен как напрямую с исполнителем, так и через Санкт-Петербургский союз дизайнеров (для этого нужно быть членом союза). Соглашение предусматривает предварительную оплату (авансирование) каждого этапа работ в размере 50% от итоговой суммы. В большинстве случаев оплата производится за наличный расчет. Поскольку заказчики общественных интерьеров - в основном юридические лица, то выплаты проводятся через бухгалтерию. Разумеется, величина гонорара в этом случае занижается в 2-3 раза относительно реально выплаченной суммы. <BR>Размер гонорара дизайнера определяется сугубо индивидуально. В городе работает десяток мастеров, очень высоко оценивающих свой труд, при этом они все равно находят заказы и даже имеют возможность отказаться от не устраивающего их предложения. В основной же массе дизайнеры интерьера в своей работе руководствуются платежеспособностью заказчика и "Рекомендациями по определению размера авторского гонорара по проектированию и созданию произведений строительного дизайна", утвержденными правлением Союза дизайнеров Петербурга в 1994 году. Расчет в них ведется в долларах США. Каждый вид работ имеет четыре категории сложности. <BR>Рекомендации предполагают поэтапное проектирование и оплату на следующих стадиях: подготовительные работы; концепция; дизайн-проект; авторское руководство.<BR>Подготовительные работы предусматривают детальное изучение проблемы, необходимой документации и материалов, сбор исходных данных и т.п. В зависимости от категории сложности оплата составляет $300-2000.<BR>Концепция - это предложенная автором система ведущих образов и сумм эстетических средств, определяющих содержание проектируемого объекта и дающих объективное представление о принципах его формирования. Оплата - $500-3000.<BR>Дизайн-проект включает: определение характера пространства, $200-4000; решение и организацию пространства, $400-10.000; оформление пространства, $200-10.000. Авторское руководство и надзор - $100-3000. <BR>Авторское руководство является неотъемлемой частью проектирования. Внесение изменений в проект без одобрения автором категорически запрещено. Права на исключительное пользование проектом принадлежат автору.<BR>Кроме авторского надзора дизайнер принимает активное участие в процессе претворения в жизнь своего проекта. Он рекомендует заказчику строителей, отделочников и других исполнителей работ, поставщиков материалов, оборудования, мебели. Подрядчики и поставщики весьма охотно сотрудничают с дизайнером, выплачивая ему 3-5% комиссионных от полученного заказа.<BR>В результате стоимость работ, выполняемых дизайнером при разработке общественного интерьера, составляет от двух до нескольких десятков тысяч долларов. "Цена" дизайнера определяется прежде всего его творческим потенциалом и наличием солидного портфеля интересных, успешно реализованных проектов. Высоко ценится умение заложить в проект использование недорогих, но высококачественных материалов. Определенную роль играет и наличие регалий (заслуженный, лауреат, дипломант и т.п.). Все большее значение приобретают менеджерские способности, обязательность в исполнении всех пунктов договора, особенно по срокам выполнения заказа.<BR><BR><B>Кто есть кто</B><BR>Многие работы, выполненные петербургскими создателями интерьера, заслуживают мирового признания. Однако увидеть их не так просто. Выставок-конкурсов, на которых дизайнерам можно "на других посмотреть и себя показать", только две - "Модулор" и "Высокий стиль интерьера". Организаторами "Высокого стиля" даже выделена отдельная номинация - "Общественный интерьер". Это, пожалуй, единственная возможность увидеть то, что скрыто за дверями офисов и частных клубов.<BR>Основная масса заказов на создание интерьерного дизайна возникает через личные контакты и рекомендации. Работает своеобразное "сарафанное радио". Кто-то где-то что-то увидел и поинтересовался у владельца заведения, каким дизайнером этот проект выполнен. Если хозяин положительно отозвался об исполнителе, то потенциальный заказчик начинает переговоры с дизайнером. Рекомендации такого рода формируют положительную репутацию мастера, и к ним относятся очень внимательно. Впрочем, так же происходит и в остальных сферах бизнеса.(Р.Р.)