00:0015 сентября 199900:00
6просмотров
00:0015 сентября 1999
Выборы в Ленинградской области для некоторых - единственный шанс заработать.
<BR><BR>Выборы в Ленинградской области для некоторых - единственный шанс заработать. <BR>Как и в крупных городах, в провинции сложились группы, профессионально работающие на выборах. Это не имиджмейкеры, а исполнители низового звена. Примерно раз в 2 года для них начинается сезон "уборки урожая". <BR><BR><B>Эволюционное древо</B><BR>На низшей иерархической ступени стоят распространители печатной продукции - листовок, календарей, плакатов, бесплатных газет. Их задача проста - разбросать агитационные материалы по почтовым ящикам, разнести по учреждениям, расклеить на заборах, стенах и водосточных трубах (это административное правонарушение, но за него редко наказывают). <BR>Оплата труда, как правило, сдельная, минимальные расценки - 5 копеек за одну "распространенную" газету, наклейка стоит дороже. Некоторые штабы организуют и бригады "антинаклейщиков", срывающих рекламу конкурентов. В распространители охотно принимают молодежь. <BR>Представительства всех предвыборных штабов кандидатов "высшей лиги" в районных центрах набирают на работу "агитаторов". Это должность с довольно широким спектром задач: на начальном этапе агитаторы, за каждым из которых закреплен жилой микрорайон, проводят изучение электората, составляют его социальный портрет, выясняют проблемы, волнующие людей. <BR>В дальнейшем агитаторы, которые проходят специальный инструктаж и получают методическую литературу, должны работать непосредственно с людьми, убеждая их в преимуществе "своего" кандидата. Нередко агитаторам поручают раздачу листовок и бесплатных газет в людных местах, а также изображение "толпы сторонников" при проведении массовых мероприятий. Агитаторы получают фиксированный оклад от 600 до 1500 рублей в месяц. Предвыборные штабы по-разному оформляют свои отношения с временными работниками. Большинство заключает с ними трудовые договоры, однако некоторые официально именуют агитаторов добровольными помощниками. <BR>Сами местные представительства штабов состоят из нескольких офисных работников: руководителя, его помощников, секретаря. Поскольку большинство нынешних кандидатов в губернаторы постоянно обитает в Петербурге, то руководители штабов, как правило, прикомандированы оттуда же. Помощники же, обычно получающие статус доверенного лица кандидата, разыскиваются на местах. На эту роль годятся любые мало-мальски публичные фигуры, которые в период выборов становятся просто дефицитом. <BR>Отставные генералы, руководители существующих лишь на бумаге общественных организаций, председатели профкомов и ветеранских советов, лидеры провинциальных отделений политических партий, которые в обычное время пребывают в анабиозе, - все стараются "продаться". Например, в Выборге за Вадима Густова агитирует Морское собрание, районная организация Общества инвалидов (при этом некоторые поселковые организации ВОИ продвигают Валерия Ковалева); за Виктора Зубкова - организации офицеров запаса, ветеранов войны; за Дамира Шадаева - им же организованное "Движение "За новый регион"; за Ковалева - Общество защиты потребителей и т.д.<BR><BR><B>Куй деньги, не отходя от кассы</B><BR>Суммы, получаемые региональными штабами на предвыборную кампанию, держатся в строжайшем секрете. Речь идет о больших деньгах - наблюдатель только за работу на избирательном участке в день голосования получает 1 тыс. рублей. Раскручивающиеся "на полную катушку" лидеры предвыборной гонки не могут уложиться в рамки своего избирательного фонда, поэтому широко практикуется оплата политической рекламы через организации, имеющие в кандидатах свой интерес. <BR>Основные денежные потоки идут все же не в провинцию. Выборы окончательно стали делом технологическим, и проводят их команды профессионалов, главным образом москвичей. Они предпочитают тратить деньги самостоятельно, при этом не особо задумываясь об экономии. По данным "ДП", за печать четырехполосной газеты тиражом 100 тыс. экземпляров один из предвыборных штабов выложил $20 тыс. Тот же самый тираж в районной типографии стоил бы в 5-6 раз дешевле. <BR>Большинство районных СМИ повысило расценки на размещение политической рекламы. Некоторые - до 200%. Услуги типографий также подорожали, в среднем на 30%. <BR>Средства, потраченные на предвыборную борьбу (для персон "высшей лиги" это сотни тысяч долларов), даже в случае проигрыша не пропадут впустую. <BR>Многие кандидаты не скрывают своего намерения в декабре баллотироваться в депутаты Государственной думы. Выборы губернатора служат полигоном для обкатки технологий и проверки своего рейтинга.