Наладить контакт с Европой можно и за ее счет

Наличия продукции, которой, в принципе, могли бы заинтересоваться зарубежные покупатели, недостаточно, чтобы заниматься экспортом.

<BR><BR>Наличия продукции, которой, в принципе, могли бы заинтересоваться зарубежные покупатели, недостаточно, чтобы заниматься экспортом.<BR>Как и любое направление бизнеса, экспорт требует определенных специальных знаний. Петербургский фонд развития бизнеса (СПбФРБ) помогает предпринимателям установить контакты на Западе и, главное, получить знания о том, как должна сегодня строиться экспортная политика предприятий Северо-Запада России. Причем делает это фонд с помощью западных же специалистов.<BR>"У так называемого датского проекта, который мы реализуем с января этого года, две задачи, - рассказывает Валерий Фунтов, заместитель генерального директора СПбФРБ. - Во-первых, продвижение экспортного потенциала Петербурга в Европу, а во-вторых - обучение специально отобранных российских консультантов для дальнейшей работы с отечественными предприятиями-экспортерами".<BR><BR><B>Как это делается</B><BR>В марте 1999 года ПФРБ и генеральное консульство Дании отобрали порядка 150 петербургских предприятий, либо уже экспортирующих свою продукцию, либо имеющих экспортный потенциал. Кроме того, в результате конкурса весной были отобраны будущие консультанты по экспорту. В основном это сотрудники различных фондов, ассоциаций, консультационных фирм, а также крупных компаний, имеющих отделы экспорта. Через неделю начинается их обучение, после которого они пройдут стажировку в Дании. А по завершении учебной программы консультанты обязаны какое-то время - необходимое для практической реализации дипломного решения - отработать в выбранной ими компании. Дипломная работа будет заключаться в конкретном экспортном проекте для предприятия из числа отобранных датчанами весной. <BR>Планируется издание каталога предприятий и консультантов на русском и английском языках, а также размещение его в Интернете. Таким образом отечественные предприятия, заинтересованные в услугах профессионального российского же консультанта по экспорту, смогут получить необходимую информацию, а Интернет-доступность сведений об экспортерах региона более чем целесообразна.<BR>Со стороны Дании проект ведет консультационная фирма Ramboll, выбранная DATI (Датским агентством по торговле и промышленности).<BR><BR>Европа, Сирия, далее...<BR>"Датский проект" - новый в практике СПбФРБ. Наряду с ним продолжается организация форумов деловых встреч программы "Европартнериат" - ХХII состоится в октябре в Потсдаме (Германия) - и ряд других программ. Большинство таких мероприятий направлено на организацию контактов российских предпринимателей из определенных отраслей бизнеса с коллегами из других стран и организовано по одинаковой схеме. За 2-3 дня проводится большое количество как общих, так и индивидуальных деловых встреч по предварительным заявкам, семинары, прямые консультации с представителями инвестиционных фондов. График составляется очень плотно, учитываются особенности бизнес-интересов каждой из участвующих компаний плюс общение участников за рамками программы - отсюда и высокая эффективность. "По нашим данным, до 60% встреч приводит к долгосрочным контактам, а половина из них заканчивается подписанием контрактов, - утверждает Валерий Фунтов. - При этом мы не знаем обо всех разовых контрактах или, скажем, информационном партнерстве участников наших программ - наверняка действительная эффективность этих программ еще выше". (С мнением самих участников программ "ДП" планирует познакомить читателей в одном из ближайших выпусков приложения "Менеджер".) <BR>Форум "Европартнериат" организован комиссией Европейского союза, Торгово-промышленной палатой и Министерством экономики и технологий земли Бранденбург, а также другими европейскими организациями. В ХХII форуме деловых встреч, наряду с 400 фирмами Берлина, Бранденбурга и Тюрингии, участие примут 2 тысячи компаний из 80 стран мира. "Все европейские программы готовятся очень тщательно и позволяют менеджерам принимать продуманные решения об участии, высказывать пожелания о планируемых встречах, - продолжает Валерий Фунтов. - Заранее издается каталог участников, по которому можно выбрать интересующие вас компании. Также готовится и проводится, например, локальная программа деловых встреч компаний России и Германии "Евролинк" - третья пройдет в этом году в городе Ростоке".<BR>В большинстве случаев российские участники оплачивают только дорогу и гостиницу, иногда - визу, все остальные расходы берет на себя организатор. К участию в Днях деловых встреч приглашаются предприятия малого и среднего бизнеса; при этом представления европейцев о малом бизнесе несколько отличаются от наших: речь идет, как правило, о численности работающих до 250 или до 500 человек.<BR><BR><B>Сектор пищи</B><BR>В отличие от уже названных общих бизнес-программ, в Англии в ноябре пройдет специализированный Форум делового партнерства AGRINORD'99. Он соберет предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в одной отрасли бизнеса - в пищевом секторе (переработка и производство пищевых продуктов, упаковка, использование новых технологий в производстве продуктов питания). AGRINORD проводится в разных странах 1 раз в 2 года, как и все проекты, входящие в программу "Интерпрайз" комиссии Европейского союза.<BR>Еще в этом году к Фонду обратился Евро-Сирийский бизнес-центр Дамаска для отбора российских участников Дней деловых встреч Европы и Сирии (пищевой сектор). <BR>Встречи пройдут в ноябре, их цель - помощь предпринимателям Европы, Сирии и (впервые) России, работающим в пищевой индустрии и индустрии сопутствующих товаров, в установлении прямых деловых контактов.<BR>Еще СПбФРБ по поручению Корпуса граждан за демократию приступил к реализации проекта Агентства США по международному развитию. Проект заключается в предоставлении консультационной помощи частным российским компаниям.<BR>"Если российскому предпринимателю для решения задач, связанных с развитием его бизнеса, необходима помощь опытного консультанта с практическим опытом ведения бизнеса, - говорит Анастасия Мымрина, бизнес-консультант Фонда, - то мы помогаем ему заполнить специальный запрос, в соответствии с которым будет подобран консультант-волонтер. Вначале предприниматель знакомится с резюме кандидата, и, если кандидатура его устраивает, консультант приезжает в фирму". В целом схема этой работы похожа на деятельность голландской NMCP (см. "ДП" №95/99).