"Эрмитаж" заселил Главный штаб французами

Владения Государственного Эрмитажа на этой неделе несколько расширились. Музейной территорией стало восточное крыло Главного штаба.

<BR><BR>Владения Государственного Эрмитажа на этой неделе несколько расширились. Музейной территорией стало восточное крыло Главного штаба.<BR>Третий этаж нового эрмитажного здания отныне будет занимать французское искусство XIX-XX. Первыми посланцами Франции стали Морис Дени и Пьер Боннар. Полотна этих художников уже полвека находятся в коллекции Эрмитажа, но выставлялись за это время только эпизодически. Причина проста: в галерее французской живописи Зимнего дворца полотна не могли разместиться в силу своих циклопических размеров.<BR><BR><B>Два варианта рая</B><BR>И Пьер Боннар и Морис Дени написали свои картины в начале ХХ века по заказу московского фабриканта Ивана Морозова. Живопись была призвана выполнять прежде всего декоративную функцию: триптих "У Средиземного моря" создавался Пьером Боннаром специально для украшения парадной лестницы в особняке Морозова, а Морис Дени выполнил серию панно "История Психеи", руководствуясь габаритами концертного зала в том же доме (ныне здесь располагается Академия художеств). Художники получили полную свободу в выборе сюжетов. В результате Дени выбрал сказку Апулея о красавице Психее, которая в результате множества приключений смогла сочетаться счастливым браком с Амуром. Чувственная история выдержана в нежных розовых и голубых тонах, услаждает глаз и рождает только положительные эмоции. Триптих Боннара, хотя и более реалистичен по сюжету, оставляет столь же идиллическое впечатление: южный берег, буйная зелень, беззаботные люди, умиротворяющая голубизна Средиземного моря и др.<BR><BR><B>Фабриканты-искусствоведы</B><BR>В дальнейшем на третьем этаже Главного штаба планируется развернуть полномасштабную галерею Щукина и Морозова. Знаменитые бизнесмены дореволюционной эпохи одними из первых в Европе стали собирать полотна мало кому известных в то время французских импрессионистов и их последователей. В результате фабриканты стали обладателями одних из лучших в мире коллекций Матисса, Сезанна, Моне, Пикассо. Кроме того, оба предпринимателя являлись активными пропагандистами нового искусства, благодаря чему с ним впервые познакомились многие деятели культурной России.